Показателем эстетической воспитанности является желание детей читать художественную литературу, ходить в музеи, на выставки. Мы решили выявить уровень эстетической воспитанности учащихся и с этой целью проверили в библиотеке формуляры читателей, ознакомились с читательскими дневниками учащихся, затем провели беседы и дискуссии о роли чтения художественной литературы в жизни человека. В старших классах были организованы литературные гостиные. Анкетирование показало, что старшеклассники свободное время проводят в социальных сетях и развлекательных центрах, из чего мы сделали вывод о том, что посещение культурных и исторических мест Москвы - это просто жизненная необходимость для детей, иначе вырастет поколение Иванов, не помнящих родства. На протяжении нескольких лет наш класс является одним из победителей городских конкурсов «Неделя детской книги» и «Музеи. Парки. Усадьбы». Так как класс гуманитарный и читающий, мы выделили из списка для посещения парки и музеи, посвященные жизни и творчеству поэтов и писателей. Например, с огромным удовольствием посетили парк «Хамовники», связанный с биографией Л.Н.Толстого. До экскурсии изучили подробно биографию писателя, прочитали его воспоминания о жизни в Москве, потому что без этого невозможно пройти заочный тур олимпиады. Лишь после успешного прохождения заочного тура получили приглашение на посещение конкретного музея. Прогулка по парку, где дети снова ответили на вопросы, рассмотрели все объекты, сфотографировались вместе с игрушкой-путешественницей (что является обязательным атрибутом олимпиады), не только расширила кругозор детей, но и принесла моральное удовлетворение от сознания с пользой проведенного времени.
Ежегодно мы посещаем около 20 литературных и исторических музеев. Семиклас­сники являются большими поклонниками творчества Сергея Есенина, поэтому мы посетили дом-музей и литературный музей поэта, где тщательно рассмотрели экспонаты, ответили на вопросы, прослушали песни и сами прочитали его стихи. Эти музеи так понравились детям, что они несколько раз туда ходили с родителями. Неизгладимые впечатления остались в памяти у детей после посещения дома-музея Н.В.Гоголя. Сундук, в котором находятся личные вещи и книги писателя, так заинтриговал детей, что споры об увлечениях Гоголя продолжались еще долгое время после посещения музея. Также большой интерес у всех вызвала комната, посвященная поэме «Мертвые души», потому что экспонаты в ней представляли героев поэмы во весь рост. Дети решили прочитать поэму «Мертвые души» летом.
После посещения музеев дети создают презентации и показывают их в школьном музее учащимся средних классов. Затем пишут сочинения или отзывы об увиденном в музеях и составляют список литературы для прочтения на следующий месяц.
Участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» расширяет кругозор детей, они открывают для себя новые места столицы, а прогулки по Москве сплотили ученический коллектив. Общаясь с учениками в неформальной обстановке, классный руководитель лучше понимает их запросы и интересы, видит пробелы в воспитании. Музейные экскурсии реализуют принцип наглядности обучения, укрепляют связи полученных знаний с жизнью, повышают научность обучения, в целом способствуют развитию личности детей.
Заканчивается этап олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», но посещение музеев, выставок, театров будет продолжаться, так как процесс духовного обогащения бесконечен.

Светлана ШАБАРИНА,
учитель русского языка и литературы школы №656 имени А.С.Макаренко