В кинофильме «Близнецы» Арнольд Шварценеггер и Дэнни Де Вито играют двух братьев. Являясь сыновьями-близнецами одной матери, они были разлучены в детстве. Герой Шварценеггера рос в любви и заботе на прекрасном острове, ему дали блестящее образование, спортивную подготовку, воспитали его добрым, честным человеком, правда, совершенно неготовым к полным лжи и насилия реалиям жестокого мира. А герой Де Вито рос в детском доме, его никто не любил, он был брошен. Вырос вороватым, жуликоватым, беспринципным, циничным. Но задатки добра в нем все же были. Обретя друг друга, братья довоспитывали друг друга, один стал более порядочным, другой адаптировался в современном мире.
Это всего лишь кино, но на этом примере можно ярко увидеть, насколько важно воспитание, насколько среда влияет на формирование человеческой личности, тем более семья.
Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации.
В современном мире воспитание детей усложнилось из-за воздействия средств массовой информации, Интернета, онлайн-игр, смартфонов, гаджетов и прочих достижений технического прогресса. Поэтому школа, как никогда, должна помогать родителям в воспитании достойных личностей, настоящих людей, которые не потеряются в этом огромном мире.
Дети - они разные. И все дети являются одаренными личностями. Только не всегда этот дар способны разглядеть взрослые. Задача педагога - помочь детям выявить их способности, дать возможность раскрыться талантам. Особенно если эти дети с диагнозом ОВЗ.
В нашей школе с вниманием относятся к детям с особенностями развития. В этом учебном году я занималась организацией концертной программы для фестиваля «1+1». В этом мероприятии принимали участие многие наши дети и педагоги: Алла Александровна Ахматова, Светлана Валентиновна Сергеева, Елена Альбертовна Юрьева, Ирина Евгеньевна Ломакина. И благодаря слаженной работе смогли себя проявить дети с диагнозом ОВЗ и инвалиды. С каким удовольствием они танцевали, рисовали, читали стихи, играли роли! Полный зал смотрел наш концерт «Голубь мира», посвященный 75‑летию Великой Победы, у многих были слезы на глазах.
И тогда я поняла, что можно организовать свой театр для этих замечательных ребят, в котором они с удовольствием могли бы проявить все свои способности. Спасибо руководству нашей школы и Наталье Николаевне Нестеровой за то, что помогли организовать этот кружок.
Начав работать с ребятами в театре «Все могу», я увидела их заинтересованность, радость и надежду на то, что они смогут многое сделать.
У людей существует предвзятое мнение, что работать с такими детьми тяжело морально и физически. Я совершенно с этим не согласна. Наоборот, эти дети, словно маленькие солнышки, они греют своими улыбками, добротой и чистотой. Да, кто-то чересчур активный, кто-то, наоборот, замкнутый, кто-то говорит без умолку, кто-то вообще не говорит. Но найти каждому место, возможность творческого применения можно и нужно.
В нашем театре дети самостоятельно придумывают костюмы, создают макеты декораций, костюмов. Они целиком участвуют в процессе. В этом году часть занятий прошла у нас в дистанционной форме. И даже в таком сложном формате ребята активно рисовали, лепили, играли в пальчиковый театр, созданный своими руками, читали сценарий спектакля по ролям, учились самостоятельно делать грим. Самым дорогим для меня было видеть их улыбки.
И я очень надеюсь, что в следующем учебном году мы сможем продолжить работать в этом направлении, привлечем еще больше ребят. И обязательно покажем всей школе наш спектакль.
Воспитательная работа в школе с детьми помогает им улучшить ту социокультурную среду, в которой они находятся. А социокультурная среда - конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.
И вовлечение детей в творческий процесс - это особый методический прием, конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Ведь методические приемы определяют свое­образие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отно­шения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника.
Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. И эта взаимосвязь должна быть очень крепкой. Мы взаимодействуем с детьми, родителями, педагогами. И все мы должны работать для выполнения одной цели - создания настоящего человека, имя которого звучит гордо.

Мария МАКСИМОВА,
педагог-организатор и педагог дополнительного образования школы №2100