Мне представилась возможность работать по проекту обучения в начальной школе, где программу первого и второго классов дети осваивают за один год, а затем переходят в третий класс. Передо мной стояла нелегкая, но очень интересная задача - освоить образовательную программу начальной школы за три года. В этом учебном году она усложнилась еще и тем, что всю весну пришлось работать дистанционно. Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Современные дети всегда требуют от нас новых подходов в обучении, возможно, поэтому новая форма обучения легко была принята моими ребятами.
Не устаю удивляться, как интер­активные технологии способствуют формированию устойчивой мотивации к учению, с одной стороны, а с другой стороны, развивают потенциальные возможности и мои, и моих учеников. Очень важно удержать в ребенке это чувство удивления перед школой. Как этого достичь? Как к этому прийти? И вновь убеждаюсь: важно воспитать у своих учеников устойчивый интерес к учению, который помог бы им не только хорошо окончить начальную школу, но и успешно, и с удовольствием учиться дальше.
Могу отметить, что очень сложно учителю совместить на уроке две различные задачи: научить содержанию и научить деятельности, тем более что эту проблему приходится решать в рамках дистанционного урока.
Как к этому прийти? Опираясь на детский жизненный опыт, обучающиеся определяют цель своей образовательной деятельности, включаясь в ситуацию, предложенную мной, и, исследуя, приходят к открытиям, что обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода к обучению.
Так, создавая на уроках речевые ситуации, помогаю мотивированно решать поставленные учебные задачи и развивать навыки социализации личности. Ребятам приходится брать на себя разные социальные роли в ходе урока, будь то чтение задачи от лица продавца или покупателя на уроке математики или роль экскурсовода на уроке окружающего мира. А на уроках литературного чтения чтение по ролям органично сочетается с фрагментами сценических постановок.
Мои ученики усматривают смысл в действиях, соотнося действие с результатом, осознают приобретенный опыт, а это есть залог осмысленного обращения к собственному опыту.
Продолжением уроков становится внеурочная деятельность учащихся. В основе этой работы лежат систематические занятия конструированием с использованием наборов Lego, а также нового конструктора в линейке роботов Lego ПервоРобот Lego WeDo, которые есть у детей дома, а те, у кого нет, могли взять в школе.
Конструктор Lego как раз дает возможность знакомить детей с окружающим миром посредством игры и творчества. Знания о фараонах, о Древнем Египте ребята закрепляют, возводя лего-пирамиды, играя в космонавтов и создавая космические корабли, они узнают о невесомости, спутниках, кометах. Изучая тему космоса, ребята смогут пофантазировать и сконструировать своих инопланетных жителей, а заодно и поделиться с другими детьми своими достижениями. Так, в непринужденной игровой форме, подбирая нужную по размеру, форме и цвету деталь, ребята закрепляют эти понятия, учатся считать, сравнивать, анализировать. Такие занятия расширяют кругозор ребенка, развивают его речь, делают занятия интересными, увлекательными. Используя цифровые ресурсы МЭШ, строим модель «Поющие птенцы» и составляем программу, чтобы птенцы пели и танцевали. Путешествуя по Африке, дети кормят голодного аллигатора, будят спящего льва, играют в ладошки с обезьяной. Благодаря использованию компьютерных игровых приложений на базе платформы МЭШ и Якласс у детей развиваются пространственное мышление, воображение, фантазия, эстетические представления, умение рассуждать и рассказывать. Практика показывает, что темы, изучаемые при помощи конструктивно-игровой деятельности, лучше усваиваются детьми.
Критерием освоения материала учебных тем являются успешное выполнение учениками текущих задач по моделированию и итоговая защита проекта. А выставка работ по окончании каждой темы дает возможность оценить художественные и творческие способности детей (проекты «Обитатели подводного царства», «Путешествие в Африку», «Наши любимые сказки», «Спорт и его виды», «В царстве у Легоши», «Новогодний хоровод»). На защите проекта каждый ученик делает сообщение, в котором дает обоснование принятых им решений для выполнения поставленной задачи. Все это формирует умения отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать каждый этап выполнения работы, необходимость учитывать не только свои возможности, но и мнение, и навыки партнеров по команде. Ребята используют мультимедийные презентации, схемы, таблицы.
Ученик одновременно становится и участником происходящих событий, и участником живой коммуникации, определяющей условия речевого и интеллектуального развития.
Важно и другое - выстроить партнерские отношения с родителями, которые сегодня мои единомышленники. И немаловажную роль играет атмосфера в работе коллектива школы, основанная на сотрудничестве, поддержке и взаимопонимании.
Проект получил первую оценку со стороны всех родителей и вселил уверенность в правильном векторе развития. Значит, нам действительно удалось создать образовательную среду, которая создает все необходимые условия для реализации проекта «Эффективная начальная школа».

Лилия КРЫЛОВА,
учитель начальных классов школы №2100

Комментарии родителей

Ульяна ГОРЕЛЬКО:
- Первый год обучения в школе является одним из самых важных этапов в жизни ребенка в плане его становления как личности, адаптации ее в условиях внешнего мира и развития в ней навыков, которые станут основой его самосознания и будущих жизненных принципов. У ребенка изменяется социальный статус, появляется новая социальная роль «обучающийся», происходит переоценка ценностей.
Что касается моей дочери Екатерины, можно с уверенностью сказать, что адаптация к новой форме обучения прошла успешно. Дочь действительно хочет учиться, идет в школу с удовольствием. В ребенке проявляются лидерские качества, ребенок старается выполнить поставленную задачу раньше всех и сделать это лучше всех. Дочь при подготовке домашнего задания может настолько увлечься материалом, что будет изучать его максимально глубоко и подробно, при этом ей очень нравится рассказывать об изученном окружающим максимально подробно. Ребенок проявляет упорство и показывает характер в достижении цели, всегда старается доводить начатое дело до конца. На данный момент дочь равномерно развивается во всех направлениях, и выделять какое-либо из этих направлений пока рано.
Оканчивая с отличием 3‑й класс, Екатерина достигла серьезных результатов, участвуя в олимпиадах (ВОШ, «Готов к жизни в умном городе», предметных олимпиадах на развивающих платформах Учи.ру. и Яндек.Учебник), конкурсах («Самый талантливый читатель», «Симоновские чтения», Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева) и научно-практических конференциях.

Анна СМИРНОВА:
- Как изменился Никита благодаря обучению в школе? Никита научился внимательно слушать и следовать указаниям, осуществлять самоконтроль и самооценку, подчинять свои действия правилам, действовать согласованно со своими сверстниками, принимать общую цель деятельности, проявлять интерес к работе других, тем самым получать общий результат. Благодаря обучению в школе сын стал более внимательным, целеустремленным, появилось желание знать больше и глубже, выполнять более сложные для него задания, получая результат, пусть и не всегда положительный для него самого. Участие в различных школьных мероприятиях дает возможность Никите справиться с застенчивостью и раскрывает его творческий потенциал. Второй год подряд Никита успешно выступает на конкурсах чтецов и представляет проектные работы на научно-практических конференциях.

Ольга БОРЗОВА:
- Как меняет школа наших детей? Частное мнение одного родителя. Начальная школа - первая ступенька, с которой начинается восхождение человека, формирование его личности. Это основа, на которой строится будущее маленького человека. Я, родитель, оглянувшись назад, в 1981 год, могу сказать, что школа дала мне отличную базу знаний, но только в вузе меня научили мыслить. Что вижу я сейчас, глядя на своего ребенка - ученика обычной начальной московской школы 2020 года? Сегодня наш учитель заменил метод объяснения нового построением способов самостоятельного открытия новых знаний, погружая ребенка в мир знаний, интереса, поиска нового. Мой ребенок стал понимать, что нет на свете проблем, которые он не смог бы решить. Наш учитель старается разбудить в каждом ребенке творца, личность, готовую создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия - умение учиться самостоятельно. Важным является не багаж знаний, накопленный за время обучения в школе, а действия, которые позволяют ребенку открывать мир и создавать свой образ. Вот что, на мой взгляд, дает возможность ему хорошо освоить программу даже в форме дистанционного обучения.

Римма РУДЕНСКАЯ:
- Вот и закончился непростой учебный год! Наши дети впервые ознакомились с дистанционным обучением. А мы, родители, были впервые вовлечены в процесс обучения. Преподавание материала по всем предметам происходит на высшем уровне, очень интересно, живо, увлекательно. Буквально все дети вовлечены в диалог во время урока, внимание их концентрируется на предмете и теме, и им некогда отвлекаться и расслабляться. Это профессиональный подход к преподаванию, дети с интересом учатся, и между ними возникает дух здорового соперничества, каждому хочется высказаться и дать лучший ответ. Дети ориентированы на отличный результат!