Проводя мониторинг онлайн-занятий и мероприятий, мы пришли к пониманию того, что дистанционное обучение отличается от очного прежде всего организацией самостоятельной работы обучающихся, которая, по сути, является домашней работой. А в период дистанционного обучения ребенку требуется больше помощи взрослых, чем обычно.
Мы понимаем, что не стоит превращать жизнь московских семей в бесконечное выполнение домашнего задания. У родителей должна быть возможность проводить больше времени со своими детьми, а у детей - со своими родителями.
Кроме того, необходимо особое внимание уделить многодетным семьям. У нас есть семьи, в которых 3‑4 и более учеников.
В этом направлении мы скорректировали организацию учебного дня.
Такой точкой корректировки стал онлайн-педагогический совет. Сам по себе онлайн-педагогический совет для администрации школы в некотором смысле стал профессиональным вызовом. Так как перед управленческой командой стояла задача не только донести позицию администрации в отношении дистанционного обучения до педагогов, но и услышать мнение классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.
А также мы провели несколько онлайн-встреч с родителями и обучающимися с целью услышать их мнение о дистанционном обучении в нашей школе.
По результатам онлайн-педагогического совета и онлайн-встреч с родителями и обучающимися мы пришли к пониманию, что и как нам необходимо скорректировать. Мы приняли следующие решения.
Дистанционное обучение должно быть полезным и интересным. Для этого необходимо сбалансировать расписание образовательной деятельности, чтобы дети не проводили целый день перед монитором. Мы сделали уроки короткими, но интересными, каждый урок не более 30 минут.
Домашнее задание офлайн на дистанционном обучении неэффективно. Мы отказались от домашней работы и в случае необходимости самостоятельной деятельности учеников сделали эти задания полезными и интересными.
И наконец у нас не стало плохих оценок, появились различные подходы к оцениванию.
Таким образом, мы пересмотрели психолого-педагогические подходы к объектам домашнего задания с целью его уменьшения, к принципам оценивания деятельности обучающихся, необходимости минимизации семейных ресурсов в режиме дистанционного обучения.
Учебный день в нашей школе начинается в 9.00 в онлайне с утренней зарядки. Уроки чередуются по уровням сложности в соответствии с нормами СанПиНов. Между уроками учителя физической культуры независимо от возраста обучающихся и педагогов устраивают динамические паузы с элементами геймификации, привлекая собственных детей.
Интересные и познавательные уроки с минимизацией ресурсо-времени на выполнение заданий нашим учителям помогает проводить Мособртв («Учимся вместе»).
В новых условиях мы изменили формат урока таким образом, что основой урока стало изучение нового материала. Самостоятельную работу обучающихся мы фокусируем на развитии навыков поиска, изучения и упорядочивания новой информации. И никаких тестов по физической культуре, только активность, движение, позитив.
Очень важно и нужно выходить на связь с детьми не только во время уроков. Большое внимание мы уделяем проведению онлайн-классных часов, на которых ребята могут общаться не только с классным руководителем, но и с одноклассниками в общей виртуальной комнате.
В сложившихся условиях важно не забывать про общественно-воспитательную работу. Вопросы организации дистанционного обучения в нашей школе мы обсудили на онлайн-заседании актива ученического само­управления. По инициативе ребят мы приняли решение об организации добровольного волонтерского движения по оказанию удаленной цифровой помощи педагогам, родителям, бабушкам и дедушкам, жителям нашего района. Таким образом, в нашей школе в период дистанционного обучения не только учителя обучают своих учеников, но и ученики делятся своим опытом в использовании цифровых гаджетов со своими учителями.

Мария ВОСТРИКОВА,
директор школы №1678 «Восточное Дегунино»