Опустели просторные классы утопающих в зелени корпусов школы «Бескудниково». Обитатели этих больших красивых зданий переместились к мониторам домашних компьютеров. Педагоги с первых дней вынужденной самоизоляции начали активно проводить онлайн-уроки, не теряя времени, освоили все возможности дистанционного обучения и образовательные интернет-ресурсы.
Одним из приоритетных направлений образовательного процесса была и остается проектная деятельность, которая проводится в формате видеоконференций.
- Мы решили не прекращать начатый внутришкольный конкурс защиты проектов и реализовали мероприятие с помощью платформы Zoom, - говорит руководитель проектной деятельностью школы «Бескудниково», учитель английского языка Алексей Ребров. - Потому что даже сейчас, в условиях удаленной работы, нельзя забывать, что проектная деятельность дает возможность формирования профессиональных умений, которые пригодятся в будущем учащимся и направлены на развитие творческих способностей.
Первой задачей онлайн-занятий стало создание расписания защиты проектных работ. Для этого была оформлена таблица с возможностью редактирования. Алгоритм прост: дети выбирают время и записывают свои данные в окошко. Ссылка на конференцию прикреплена на каждый день. Все, что остается сделать школьникам, - это включить гаджет в назначенное время и стать участником дистанционной защиты проектов.
Вторым шагом стала разработка регламента и критериев их оценки. Защита проектов проходит с понедельника по пятницу в одно и то же время. Максимальное количество участников - 5 человек. На каждую защиту отводится 10 минут: 7 минут на выступление, 3 минуты - ответы на вопросы жюри. Так жюри проверяет, насколько хорошо ученик подготовился к защите и сможет ли он отстоять свою позицию. В жюри представители школьной администрации, классные руководители и педагоги-предметники. Помимо участников запланированной конференции и членов жюри данные мероприятия могут посещать и другие ученики школы «Бескудниково».
В проектной деятельности принимают активное участие все ученики начальной, средней и старшей школы. Ребята выбирают интересные и актуальные темы. Направления их работ очень разнообразны. Ученики изобретают, исследуют, проводят опыты, составляют бизнес-планы. И даже занимаются проектировкой благоустройства школы.
Алина Романова, ученица 2‑го «А» класса, подготовила проект на тему «Познавательные эксперименты для детей». Актуальность проекта заключается в том, что он дает возможность детям познавать мир с помощью экспериментов, проводить опыты. Оказывается, при использовании простых знаний из школьной программы можно превратить все вокруг в одну большую исследовательскую лабораторию.
- Этот проект я делала для того, чтобы вызвать у ребят интерес к научным экспериментам и с помощью опытов находить ответы на интересующие вопросы, - говорит Алина Романова.- Чтобы добиться поставленной цели, мне нужно было подобрать интересные и увлекательные научные эксперименты, которые можно проводить и показывать в домашних условиях.
Ученик 10‑го «Б» класса Вячеслав Глотов представил свой проект «Школьный департамент полиции». Основные задачи проекта заключаются в совершенствовании системы дежурств в школе, направленной на обеспечение соблюдения школьных правил и защиты прав учеников.
Ученик 11‑го «А» класса Данила Степанов представил свой проект на тему «Замок с временным ограничением доступа». К нему приложены конструкторские чертежи, схемы, расчеты.
- Цель проекта - создание системы временного ограничения доступа в помещение на базе цилиндрового механизма с перфорированным ключом, - говорит юный изобретатель.- В ходе исследования я обнаружил, что данный продукт выпускается только иностранными фирмами. Я разработал замок с возможностью временно ограничить доступ в помещение обслуживающего персонала с помощью дополнительного элемента, меняющего код в замке.
В процессе работы над проектом школьники приобретают новые знания и умения, которые смогут применить на практике. Мы попросили участников видео­конференции поделиться своими впечатлениями.
- Это очень интересно, узнавать что-то новое и рассказывать своим друзьям, - говорит ученик 1‑го «Б» класса Шамсудин Магамедов.
- Мне интересно посещать конференцию, знакомиться с проектами других учащихся, - уверяет ученик 10‑го «Б» класса Николай Урушадзе.
- Работа над проектом была очень интересной и увлекательной, - отмечает ученица 2‑го «А» класса Алина Романова. - Я поняла, что очень важно научиться ставить перед собой цели и задачи и уметь решать их. С помощью этого проекта я не только узнала много нового, но и научилась работать с этими знаниями.
Когда из-за пандемии был объявлен режим самоизоляции, многие ребята расстроились, что не смогут представить свои проекты. Но благодаря предложенной альтернативе провести дистанционную защиту проектов все желающие смогли воплотить задуманное в реальность, представить то, к чему они готовились целый год. Вспоминаются слова, сказанные древнегреческим философом Сократом: «Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины».

Надежда ТАРАСОВА,
заместитель директора по управлению качеством образования школы «Бескудниково»