Да, дети меняются, они привыкли обо всем иметь свое мнение, хотят рассуждать, сочинять. Им нужна будоражащая любопытство и желание действовать среда. И в отличие от взрослых у них есть ценнейшие качества: дети готовы экспериментировать и пробовать, в том числе и свои собственные силы, готовы раздвигать границы в общении с другими людьми.
А давайте посмотрим на детей другими глазами? Не пора ли начать учиться у них? Для этого нам, воспитателям, необходимо услышать голос ребенка.
Голос ребенка заключается не только в том, что у детей должна быть возможность высказаться, а в том, что эта возможность принципиально важна для взросления и обучения. Как реализовать такой подход и как услышать голос ребенка?
Главным помощником воспитателя в таком подходе является правильно организованная предметная среда. С помощью ширм, мягких модулей, низких стеллажей можно разделить пространство группы на зоны. Это поможет детям организовать свою деятельность по интересам.
Соблюдая принципы разделения тихих и шумных зон, учитывая интересы и потребности всех детей и систематически обновляя центры активности, мы сделаем пространство группы действительно «третьим педагогом». Дети очень любят придумывать правила, обсуждать их и напоминать о них друг другу. Такие правила помогают в разделении пространства, например в зоне уединения могут находиться один или два ребенка. В зоне библиотеки нельзя шуметь, поиграл - убери на место. Дети зарисовывают эти правила и размещают на видных местах. Это дает им возможность понять и почувствовать, что их уважают и что их замысел важен.
Для детей-дошкольников очень важны такие «говорящие стены». Это совсем не значит, что нужно постоянно что-то клеить на стены, но в группе обязательно должны быть места (магнитные доски, стенды, плакаты), где ребенок может оставить значимые для него фотографию, рисунок, запись текста. Такие «стены» позволяют ребенку самостоятельно делать выводы, анализировать, дети видят свою состоятельность, продуктивность и свой рост. Это важно, чтобы уметь ставить цели и оценивать свои достижения.
Если дать детям возможность высказаться, если дать им понять, что каждая идея бесценна и нужна, то их мысли поразят вас своими новизной и оригинальностью.
Интересным объектом для наблюдения стал и обычный перекидной календарь. В нем дети приклеивали фото именинников каждого месяца, подрисовывали сердечки, звездочки и т. д. Теперь очень часто там можно увидеть детей, которые подсчитывают, сколько дней осталось до дня рождения или какого-нибудь другого интересного события в жизни группы.
Такая среда «говорит» с детьми, побуждает к активности, поддерживает самостоятельность, обращается к личности каждого ребенка.
Услышать голос ребенка позволяет проектная технология. Здесь речь идет о настоящих детских проектах, а не о наборе мероприятий, которые подготовил воспитатель. В проектной технологии дети вместе с воспитателем работают над проблемой, которую сами захотели решить (то есть мы следуем за детским интересом), они учатся взаимодействовать в команде, но каждый работает над той задачей, которая подходит его потребностям. Дети ставят цели, планируют, достигают результата в соответствии со своим планом.
Например, мы все вместе создаем огород для Чиполлино. Дети высказывают идеи, воспитатель их записывает. Вероника предложила сделать фонтан, по ее мнению, именно он должен стать центральным украшением. Ей приходится искать источник информации, чтобы понять, какие бывают фонтаны и, главное, как его сделать в условиях детского сада. Яна захотела сделать тюрьму для Синьора Помидора (развитие пространственных представлений, навыков измерения). Полина и Саша решили посадить горох, начали исследовать и заниматься посадкой. Еве важны чувства, поэтому она придумывает историю про Чиполлино и Вишенку, воспитатель записывает всю сказку с ее слов, и вот в группе появляется новая книжечка. Все вместе мы сажаем лук (друзей для Чиполлино), но у каждого свой именной горшочек, который каждый по желанию украшает. И ухаживают за этими луковками сами дети, это их уровень ответственности, и благодаря этому они учатся делать выводы. И сколько радости и гордости за полученный результат, за реализацию своего замысла! Полученные знания ребенок сможет применять в повседневной жизни.
Голос ребенка принципиально важно услышать! Это огромный ресурс для педагога: если задать хороший вопрос, можно услышать много удивительного, а если записать детскую историю, можно увидеть поразительную глубину детского мышления. Можно смело сказать, что работа «по конспекту», где взрослый ожидает строго определенного детского ответа, - это и есть путь к собственному профессиональному и личностному выгоранию, а умение слышать голос ребенка позволяет педагогу развиваться и самосовершенствоваться.

Светлана ТУЛАЙКИНА,
воспитатель школы №236