Страна готовилась встретить 75‑ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, а получилось так, что снова пришлось вступить в бой за человеческие жизни. За все послевоенные десятилетия не было событий, сравнимых по своей разрушительной силе с распространением пандемии. Жизнь потекла в ином русле: встречи, общение, поездки и прогулки превратились в источники опасности. Воинами коронавирусного фронта стали врачи, а педагоги - тружениками тыла.
Ради сохранения здоровья и жизни граждан уже в первые тревожные дни Президент России объявил режим нерабочих дней с сохранением заработной платы. Но это касалось далеко не всех, врачи, работники общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, полицейские продолжали свою деятельность. Сотрудники системы образования были обязаны помочь им.
История, можно не сомневаться, все расставит по местам. Особое место в ней будет отведено мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину. Будучи в марте назначен главой рабочей группы Госсовета по борьбе с коронавирусом, он предпринял ряд неординарных мер по сдерживанию распространения заболевания. Эти шаги были смелыми, решительными, и полученный уже в начале лета результат подтвердил правильность и необходимость использования московского опыта в масштабах страны.
Почти каждую неделю публиковались указы мэра Москвы, в соответствии с которыми производились регулировка и настройка жизни города. В каждом указе невооруженным взглядом были видны титаническая работа всего московского правительства и всеобъемлющий государственный подход. Немаловажно, что решения столичной мэрии брала на вооружение и безотлагательно применяла также администрация Московской области.
Менялись алгоритмы работы предприятий и целых отраслей, порядок перемещения граждан на транспорте, становилось обязательным использование средств индивидуальной защиты. Принятые меры были настолько масштабными, инновационными, перспективными, что явились, и это уже признано, примером для многих мировых столиц и мегаполисов.
На первом этапе борьбы с пандемией была поставлена задача максимально ограничить контакты людей. В центре этой работы оказалась система образования. Два миллиона московских школьников и воспитанников дошкольных отделений при самом грубом подсчете обеспечивают несколько десятков миллионов контактов в день. Избежать их - значит сохранить жизни, снизить нагрузку на систему здравоохранения. В дошкольных отделениях организовали дежурные группы ограниченной численности, а для школьников открылось дистанционное обучение.
Департамент образования и науки Москвы поставил перед управленческими командами школ конкретные цели: выполнение учебной программы, подготовка выпускников к экзаменам и, самое главное, обеспечение загрузки детей хотя бы в первой половине дня, чтобы вынужденное нахождение дома не казалось им столь томительным. В качестве инструментария были предложены цифровые платформы, находившиеся за рамками Московской электронной школы, а потому требовавшие немедленного внедрения и освоения.
Новые условия работы оказались непростыми. Раньше учитель вел урок, находясь с обучающимися в едином пространстве, имея возможность педагогического воздействия: взглядом, жестом, речью акцентировать внимание, пресечь посторонние занятия. При дистанционном обучении потребовались приемы высшего педагогического мастерства, чтобы выработать у ребят навык учиться по-новому, сделав домашнее пространство учебным. И это получилось! На учителей выпала огромная нагрузка, в свои мониторы они видели не только детские лица, рядом со многими учениками находились их родители. Давать подобные «открытые» уроки крайне непросто. Убедить ребенка можно, но попробуйте произвести впечатление на взрослого!
Надо отметить, что у подавляющего большинства это получилось. Трудное время стало индикатором человеческого потенциала, показало, кто способен работать в стрессовых условиях, степень самоотдачи каждого. Можно смело констатировать, что в педагогических коллективах доминирует здоровое начало, в короткий срок освоены новые технологии преподавания, обеспечено выполнение поставленных задач.
Борьба с распространением заболевания еще не закончилась, впереди много трудностей. Итогом ее первого этапа стала слаженная работа всей городской системы управления и то, что образование, будучи частью этой системы, проявило себя как надежное звено. Учителя с честью подтвердили свое место в авангарде общественной жизни, делом доказав готовность и способность к решению вопросов жизнеобеспечения города.

Надежда ПЕРФИЛОВА,
директор школы №2098 «Многопрофильный образовательный центр имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора», председатель межрайонного совета директоров №35