Калужские школьники приступили к нему в рекордно короткие сроки - от принятия решения до тотального перехода прошло чуть более двух недель, большую часть из которых составляли мартовские каникулы. Фактически в течение первой недели (17-25 марта) были определены направления действий, разработаны планы, проведено ориентирование муниципальных органов управления образованием, руководителей школ, учителей, учеников и родителей. В течение второй недели продолжалась информационная работа, начались фактическая апробация, постепенное вхождение школьников в дистанционное обучение. С 30 марта в Калужской области на «удаленку» перешли примерно 47 тысяч учащихся, 6 апреля к ним присоединились все остальные. Дистанционное обучение - единственно возможная в тех условиях форма обучения - стало тотальной реальностью для более чем 110 тысяч школьников региона. Нашей целью было не только организовать их обучение, но и обеспечить изоляцию детей, чтобы избежать массового распространения инфекции.
Дети оказались на длительное время вырванными из привычной среды обучения. Родители испытали шок: большая часть функций и обязанностей, которые традиционно исполняла школа, переместилась в семью и легла на нее непосильным грузом. В тяжелой и непредсказуемой ситуации оказались учителя. С 30 марта была введена самоизоляция граждан и установлен запрет на посещение ими рабочих мест. Учителя были вынуждены вести уроки из дома.
Итак, мы приступили к разработке плана действий, не осознавая всей сложности проблемы. Но, погружаясь, видели, как много предстоит сделать: одномоментно перевести на новый формат обучения более 110 тысяч школьников, организовать работу в дистанционном режиме около 8 тысяч учителей, имеющих весьма приблизительные сведения о том, как практически организовать обучение детей в дистанционном режиме, и не владеющих методиками проведения таких уроков. Есть ли у детей и у педагогов компьютерное оборудование с необходимыми функциями, достаточна ли скорость Интернета в семьях для обучения? Как будут проходить уроки, как составлять расписание, как информировать учителей, родителей и детей? Какие информационные ресурсы и платформы использовать в обучении? Как в дистанционном режиме проводить уроки технологии, музыки, физической культуры, изобразительного искусства? Как дистанционно обучать детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где скорость доступа в Интернет низкая либо его вообще нет? Подобных вопросов с каждым днем становилось все больше.
Свежие идеи пришли в ходе консультаций с нашими коллегами из программы «Учитель для России». Молодые педагоги - участники программы предложили несколько интересных идей, на основе которых концептуально сложилась наша позиция, предложенная школам.
В основе обучения уроки в режиме видеосвязи. Для этих целей было предложено использовать платформу ZOOM. Для регистрации школьников на обучение (контроль посещаемости), ведения электронных журналов и дневников (фиксация текущей успеваемости и ее контроль), передачи урочных и домашних заданий, информирования о расписании уроков, размещения презентаций и обратной связи со школьниками рекомендовали использовать нашу региональную образовательную платформу «Сетевой город. Образование», хорошо знакомую учителям, школьникам и их родителям. Для сбора и хранения информации (презентаций, выполненных домашних заданий и так далее) - Google-диск и Яндекс-диск. В качестве дополнительных ресурсов школам было рекомендовано использование широко известных образовательных ресурсов «Российская электронная школа», UCHi.RU, Яндекс-учебник, «ЯКласс», а также аналогичные ресурсы издательств учебной литературы, интернет-провайдеров и др.
Мы понимали, что важнейшими элементами обучения являются постоянная связь ребенка со школой, учителями, одноклассниками, мониторинг его психологического, морального и физического состояния, его включенность в образовательный процесс. Поэтому особенно важными стали работа классного руководителя, психологическая поддержка детей и семей, оказание им помощи в ситуации неопределенности, пребывания в самоизоляции, в узком пространстве небольших квартир, вне привычной школьной среды и общения.
Был запущен онлайн-проект «Когда все дома», включающий беседы, мастер-классы, консультации для родителей и детей, проводившиеся психологами, детскими психиатрами, медиками, специалистами по детскому чтению, театральной педагогике, спортсменами по организации режима дня, образовательного процесса, досуга, различным образовательным и творческим активностям. Материалы проекта размещались в сети Интернет и направлялись в школы. Мы присоединились к проекту «Скинь мяч» программы «Учитель для России».
Для оперативного информирования населения о ситуации в системе образования и предпринимаемых нами шагах министерство резко активизировало информационную работу в СМИ, особенно в социальных сетях, где было создано несколько новых оперативно обновлявшихся групп, аккаунтов и страниц. За две первые недели апреля количество подписчиков группы Министерства образования и науки Калужской области в сети «ВКонтакте» выросло в 6 раз! Регулярные видеообращения регионального министра по различным вопросам к населению, родителям, учителям, школьникам, прямые эфиры в этой группе собирали в течение первого часа до 10 тысяч, а в течение суток до 100 тысяч просмотров. Прямые совещания с руководителями школ проводились в режиме видео­конференций не реже двух раз в неделю. Для оперативного информирования школ по различным вопросам министерством были сформированы несколько групп в WhatsApp.
Новая реальность жестко поставила систему образования в неопределенные условия, и система мобилизовалась. И пусть не так, как многим наблюдателям хотелось бы, но процесс дистанционного обучения пошел. Сразу же обнаружились и серьезные проблемы, существующие внутри самой системы. Учительское сообщество, консервативное по своей природе, сложно переходило к интерактивным и электронным форматам обучения. Многие учителя не понимали базовых отличий методики урока, проводимого в дистанционной форме, от привычного традиционного урока, стараясь любыми путями обеспечить выполнение школьной программы, основной акцент в обучении сделали на загрузке учащихся различными видами домашних заданий. В результате их объемы резко выросли. Родители явно не были готовы разделить эту нагрузку со школой, они забили тревогу. Особенно это стало заметно в начальной школе.
Региональное министерство управляло системой образования практически в ручном режиме, доходя до каждой школы. Школам пришлось скорректировать расписания занятий, особенно для младших школьников, проводить в день не более трех-четырех онлайн-уроков. Особый акцент был сделан на подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации. Мы потребовали от администрации школ контролировать объемы домашних заданий. При этом мы не переставали поддерживать и обучать учителей. Ассоциация молодых педагогов области во главе с директором 25‑й школы Калуги Алексеем Мокрушиным и участники программы «Учитель для России» создали волонтерскую группу для консультирования учителей. Алексей Николаевич и его коллеги не только разработали простые технические инструкции, но и проводили обучение педагогов по заявкам школ.
Информационные ресурсы министерства ежедневно полнились инструкциями, образцами лучших уроков, ссылками на интересный опыт, публикации в СМИ и Интернете. Мы всячески вдохновляли педагогов, провели несколько обучающих онлайн-сессий для учителей, отвечали на бесконечные и повторяющиеся вопросы родителей! Мы ощущали неопределенность в обществе, усталость родителей и педагогов и огромное желание детей скорее вернуться в школу.
Серьезной проблемой, препятствующей полноценной организации дистанционного обучения, стала проблема доступности Интернета. Она оказалась особенно актуальной для детей, проживающих в отдаленных местностях. Их оказалось примерно 1% от числа школьников региона (1370 детей). Обучали их тоже удаленно - путем передачи им заданий с помощью школьных автобусов. Кроме того, 1601 ребенок и 16 педагогов не имели в семьях соответствующего компьютерного оборудования для дистанционного обучения. В максимально короткие сроки все нуждающиеся обучающиеся и педагоги были обеспечены необходимой техникой из школьных фондов.
Благодаря использованию дистанционных технологий школы и учителя освоили множество новых форм работы с детьми. Вырос уровень ИКТ-компетенций педагогов. Они получили новые технологические инструменты, освоили современные форматы общения, работы в социальных сетях, группах, чатах, научились работать с ранее незнакомыми им платформами и электронными образовательными ресурсами. Интернет обогатился большим количеством очень качественных и интересных разработок уроков - плодов электронного дистанционного обучения. Значительная часть учителей подтвердили свою репутацию как креативных личностей, а учительская профессия - имидж творческой.
Система массового школьного образования весной этого года столкнулась с беспрецедентным вызовом. Она вынуждена была выполнять свои функции в ситуации, когда очную классно-урочную модель обучения - проверенный столетиями образовательный инструмент - использовать стало невозможно! Школа оказалась под огнем мощной общественной критики, от учителей и управленцев требовали немедленного освоения новых форматов обучения, взаимодействия с детьми и родителями при сохранении школой прежних привычных для всех общественных функций. И система с честью выдержала этот вызов! Выдержала прежде всего за счет самоорганизации педагогического и управленческого сообщества, активного участия понимающих, заинтересованных и солидарных родителей. Мы продолжали учить детей, но БЕЗ ШКОЛЫ! Вынужденный дистант привел к консолидации образовательного сообщества. И в этом главное последствие и урок для системы, который мы должны оценить, укрепить, развить и использовать для повышения качества образования, повышения престижа системы, педагогической миссии и профессии.

​Александр АНИКЕЕВ, министр образования и науки Калужской области