В частности, генерал армии Панков обратил внимание на необходимость разработки и внедрения в каждом военном вузе системы комплексного формирования у слушателей и курсантов навыков и умений воспитательной работы.

Первым в обсуждение этих проблем на наших страницах включился Военный университет. Его начальник кандидат педагогических наук, доцент генерал-полковник Валерий Марченков высказался за объединение опыта военных вузов в интегрированную модель системы формирования личности будущего офицера, его навыков и умений воспитательной работы как основы для такой системы в каждом вузе («ВО» №17(173) с.г.).

На наш взгляд, для этого может принести значительную пользу опыт, о котором рассказал в выступлении на учебно-методическом сборе заместитель командующего Космическими войсками по воспитательной работе генерал-майор Александр ЛОПАТИН.

Отбор

В Космических войсках разработана и внедрена единая система воспитания будущих офицеров. С учетом специфики в каждом вузе - Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского, Пушкинском военном институте радиоэлектроники Космических войск им. маршала авиации Е.Я. Савицкого, Московском военном институте радиоэлектроники Космических войск - она конкретизируется на весь пятилетний цикл обучения. Логическим продолжением этой работы выступает система воспитания выпускников в первый год офицерской службы, предусматривающая не только комплекс мер воспитания, социальной и профессиональной адаптации лейтенантов, но и обратную связь с вузами.

Система воспитания будущих офицеров состоит из ряда этапов. На первом из них приоритетна задача обеспечения качества отбора курсантов. Многие проблемы обучения и воспитания предопределены издержками набора первокурсников. Судите сами. Около 40% абитуриентов поступают в вузы Космических войск с целью уклониться от службы по призыву; получить за счет Минобороны бесплатное высшее образование, престижную специальность, пользующуюся спросом на рынке труда. Особо отмечу, что эти мотивационные установки достаточно часто опираются на родительскую поддержку.

Нельзя не учитывать и то, что около 70% курсантов, добивающихся отчисления с 4 - 5-х курсов, поступают в наши вузы из районов их дислокации, центральных регионов, Санкт-Петербурга, Ленинградской области. На этапе приема они, как правило, демонстрируют более сильную общеобразовательную подготовку и более высокие результаты единого госэкзамена, чем абитуриенты из глубинки. К сожалению, существующая система профессионального отбора не позволяет отсеивать тех, чьи мотивационные установки при поступлении в вуз носят меркантильный характер, кто в дальнейшем становится балластом.

По опыту Московского военного института радиоэлектроники можно говорить о том, что оправдано сознательное завышение планки физических и эмоциональных нагрузок в период общевойсковой подготовки. Повышенное внимание к физической, строевой подготовке с использованием элементов состязательности, организация жизни и быта в строгом соответствии с уставами становятся труднопреодолимым барьером для тех, кто идет в военный вуз не по убеждению. Конечно, отсев за месяц общевойсковой подготовки считается фактором отрицательным, но, если смотреть в корень проблемы, следует признать: они все равно уйдут, но после затрат на их обучение и содержание.

Вместе с тем в институте целенаправленно используется весь арсенал воспитательной работы, духовного обогащения за время учебы, чтобы закрепить готовность курсантов стать офицерами.

Огромную заинтересованность у командования войск и наших вузов вызвали возможности аппаратуры «Полиграф». Она в вузах необходима уже на этапе профессионального отбора потому, что позволит с высокой достоверностью определить профпригодность, мотивационные установки абитуриентов, а при изменении критериев профотбора - избежать ошибок. Уже в нынешнем году с помощью Главного управления воспитательной работы мы планируем использовать «Полиграф» при наборе группы курсантов Военно-космической академии на специальность «Морально-психологическое обеспечение». Полагаю, результаты должны себя оправдать.

Личность: профессионал и патриот

Главные задачи второго и третьего этапов воспитания будущих офицеров: подготовка профессионала, формирование патриота, готового пожертвовать личным во имя Родины; которому присущи широкий кругозор, профессиональная культура и воспитанность.

Первая из задач требует подбора преподавателей и офицеров учебных взводов и курсов, их обучения, формирования способности к решению дидактических и воспитательных задач. Качество подбора обеспечивается постоянной связью командования вузов с войсками при координирующей роли управления кадров и управления воспитательной работы Космических войск. Конкурсный отбор, изучение кандидатов, разъяснение перспектив служебного роста дают возможность свести к минимуму кадровые ошибки. Мы убедились в правильности практики ежегодной работы в войсках начальников кафедр для освоения новой техники и вооружения, изучения проблем подготовки офицеров, а также кадровых решений.

Особо отмечу, что при всей его заманчивости из критериев подбора кадров исключается наличие жилья в районе дислокации вуза. Офицеров курсового звена в основном назначают из дальних регионов, для которых естественен путь: общежитие, затем заработанная за счет службы квартира. В противном случае мы сами создаем резерв офицерских кадров для увольнения после столкновения с финансовыми трудностями и возможностями преодолеть их путем ухода из армии.

Воспитание, по нашему убеждению, должно быть более целеустремленным, профессиональным, регламентированным и жестким по мере усложнения социальной и информационной обстановки. Воспитывать должен сам уклад армейской жизни, учебный процесс, служба в суточном наряде. Задача же командиров и начальников - сделать так, чтобы этот уклад не нес в себе гнет и унижение, не отталкивал расположенных к службе людей.

Командирские качества

На мой взгляд, заслуживает внимания практика формирования у курсантов качеств командира и воспитателя подчиненных. Большинство выпускников наших вузов стремятся попасть на инженерные должности. В основе - не только желание облегчить характер службы в войсках, но и неуверенность в своей способности командовать и воспитывать, добиться повиновения.

Для преодоления «симптома неуверенности» выработана и внедряется в наших вузах система, которая ставит выпускника в ситуации, когда он вынужден командовать и отвечать за результат. Вводится рейтинговая оценка командирских качеств. Ее элементы - войсковая стажировка командирами взводов; исполнение обязанностей нештатных заместителей начальников курсов по воспитательной работе; руководство подразделениями суточного наряда в качестве начальника караула и его помощника, помощника дежурного по вузу, дежурных по КПП, парку, столовой; оценка исполнения обязанностей в наряде и ее выставление в личный журнал обучаемого. Эти оценки становятся основой для выпускной аттестации.

С курсантами, проявляющими склонность к работе с людьми, организуют и проводят факультативные занятия по методике и практике воспитания, профилактике правонарушений.

Внедрение этой системы позволило более чем в 2,5 раза увеличить число желающих стажироваться на командных должностях и стать командирами по выпуску, а также повысить командирские навыки лейтенантов, назначаемых на инженерные должности.

Практика воспитательной работы в вузах убедительно подтверждает исключительную важность состязательности. Большего достигает командир-воспитатель, который превращает в соревнование с обязательной оценкой результатов любую задачу. В равной мере это относится к успеваемости, спорту, строевой выучке или службе в наряде. Сегодня, как и прежде, люди готовы отдавать максимум сил ради общественно значимой оценки результатов их труда. Наряду с поощрениями, установленными Дисциплинарным уставом, в рамках соглашений с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления о сотрудничестве в социальной и культурной сферах в Космических войсках учреждены стипендии курсантам, добившимся высоких результатов в учебе и службе. В каждом вузе действует система морального поощрения лучших учебных и преподавательских коллективов.

Одно из наиболее значимых направлений формирования у курсантов офицерских качеств - воспитание на традициях, воинских ритуалах, геральдике Вооруженных Сил и Космических войск.

Принципиально важный элемент подготовки и воспитания будущих офицеров - связь с войсками.

В системе воспитательной работы с курсантами значительное место занимает эстетическое воспитание. В каждом вузе Космических войск реализуется программа посещения культурных и исторических достопримечательностей Москвы и Санкт-Петербурга. По линии военно-шефских связей организованы выступления творческих коллективов. Коллективы художественной самодеятельности вузов участвуют во всероссийских и региональных смотрах. С 2005 г. при содействии руководителя службы протокола губернатора Санкт-Петербурга с курсантами Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского организовано изучение факультативного курса «Культура российского офицера». Занятия проводят на безвозмездной основе преподаватели вузов города, деятели науки и культуры.

Таким образом, в вузах Космических войск сложилась система воспитания, которая в целом обеспечивает подготовку офицеров, адаптирована к современным реалиям, позволяет в основном компенсировать влияние негативных факторов и процессов, происходящих в обществе.

Проблемы и решения

Безусловно, есть и проблемы, в том числе связанные с воспитанием и обучением воспитателей. Их решение мы видим в повышении персональной ответственности всех должностных лиц и преподавателей вузов за конечный результат.

Полагаю, что получу поддержку, если отмечу проблему сведения к минимуму потерь, связанных с отчислением курсантов старших курсов, которые завершают обучение в гражданских вузах. К сожалению, ответственность в виде возмещения ущерба, нанесенного государству в результате разрыва контракта и досрочного увольнения, до сих пор не установлена.

В повышении действенности системы морально-психологического обеспечения и воспитания значительную роль играют кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. С опорой на их творческий и научный потенциал с 2002 г. на базе Военно-космической академии организована подготовка будущих офицеров по специальности «Морально-психологическое обеспечение», а с нынешнего года - курсовая подготовка войсковых офицеров-психологов, не имеющих базового образования. Организованы научные исследования в интересах войск.

Вместе с тем мы видим проблемы, многие из которых связаны с упущениями в организаторской деятельности управления и органов воспитательной работы. Прежде всего мы не формируем социальный заказ, тематику научных исследований. По этой причине не обеспечена тесная связь этих исследований и диссертационной работы с потребностями войск. Невостребованными за стенами вузов остаются научно-методические материалы и публикации, подготовленные кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. А результаты социологических исследований в войсках не всегда становятся достоянием профессорско-преподавательского состава.

Приступив к подготовке на базе Военно-космической академии офицеров органов воспитательной работы, мы не обеспечили опережающей подготовки научно-педагогических кадров. Возросший объем задач кафедры решают прежним штатным составом, зачастую и при неполной укомплектованности. Не закреплена практика проведения занятий по методике воспитания офицерами органов воспитательной работы из войск. Не проработан вопрос создания диссертационных советов и адъюнктуры по гуманитарным и социально-экономическим специальностям.

Перечисленные проблемы мы в состоянии решить своими силами. Вместе с тем убежден, что внедрение в практику вузов Космических войск опыта других видов Вооруженных Сил и родов войск будет способствовать решению задач формирования политической культуры и мировоззренческих устоев молодых офицеров.