На Байконуре реализуются различные перспективные проекты. В частности, идет работа по модернизации ракет-носителей «Зенит», ракеты-носителя «Союз-2», заканчиваются испытания ракеты «Протон-М» с разгонным блоком Бриз-М, возможна также модернизация ракетного комплекса «Циклон».

Кроме того, приняты решения о строительстве ракет-носителей нового поколения «Ангара». Все решения Россией и Казахстаном по поводу строительства комплекса «Байтерек» (на основе «Ангары») приняты и документы подписаны. Этот проект будет реализован в рамках космических программ Казахстана и России.

На сегодняшний день все финансовые проблемы по Байконуру решены. Мы платим Казахстану за аренду, всю инфраструктуру поддерживаем самостоятельно.

Казахстан полностью поддерживает наши планы по дальнейшему развитию космической гавани как международного космопорта.

- Европейское космическое агентство (ЕКА) предлагало России войти в его состав в качестве ассоциированного члена. Продолжаются ли переговоры об этом?

- Этот вопрос не снят с повестки дня. Сегодня мы по многим программам тесно сотрудничаем с Европой - по ракетам-носителям (проект «Союз» на Куру»), по космическим аппаратам. Это очень тесное сотрудничество.

В июне планируется прибытие европейской делегации во главе с руководителем ЕКА Жан-Жаком Дорденом. Мы будем отрабатывать дальнейшую программу действий с таким расчетом, чтобы органически вписаться в космическую программу Европы. Поэтому пока нет необходимости вхождения Роскосмоса в ЕКА в том формате, в котором нам предлагают.

- Утверждена ли Федеральная космическая программа, рассчитанная до середины следующего десятилетия?

- Сегодня мы полностью завершили разработку Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. К настоящему времени ее осталось согласовать с министерством экономического развития и торговли и министерством финансов.

Наша программа признана одной из лучших. Изначально мы рассматривали разные ее варианты - инновационно активный, пассивный и умеренный. Исходя из реально возможного финансирования, остановились на умеренном варианте, предусматривающем выделение 305 млрд. рублей.

Основной упор в программе сделан на работу нашей промышленности. При пассивном варианте мы показали стоимость закупок или аренды аналогичных космических аппаратов других стран. Этот вариант в несколько раз дороже, поэтому нужно делать эти системы на своих предприятиях, на своей технике, которая конкурентоспособна и востребована как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, создание четырех аппаратов дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) будут стоить 4 млрд. рублей, Если же мы будем выполнять эти задачи на зарубежных аппаратах, это обойдется в четыре раза дороже. Такой вариант нам не подходит.

Финансирование, которое мы закладываем на программу, позволит России сохранить статус ведущей космической державы, реализовать научно-технический потенциал, сохранить промышленность и рабочие места и укрепить позиции на мировом рынке и защитить отечественный космический рынок.

Для того чтобы выполнить свои обязательства и задачи, поставленные нам ведомствами, мы должны резко повысить финансирование - на 30% в 2006 г. Это около 24 млрд. рублей. Пока с Минэкономразвития мы выходим на цифру увеличения 8%, то есть около 20 млрд. рублей. Таким образом, получается, что нам не хватает около 4 млрд. рублей.

Для сравнения, по финансированию национальных космических программ США в 2005 г. находится на первом месте. Оно составляет 16,2 млрд. долларов. На втором месте - Европа, после нее - Япония, затем Китай. Российский космический бюджет по сравнению с этими странами мал, он практически равен космическому бюджету Индии. Решать глобальные задачи по космосу при таком небольшом финансировании достаточно сложно. Поэтому мы активно участвуем в международных проектах и каждый третий рубль зарабатываем за счет этих проектов.

Мы просим средства - не такие малые, но и не такие большие - для того чтобы сделать резкий рывок. При таком финансировании наша орбитальная группировка за 2 - 3 года увеличится на 26 космических аппаратов. Каждый аппарат в своей программе мы обосновали. Это аппараты дистанционного зондирования земли, для фундаментальных исследований, по поиску и спасению и другие.

Общее состояние орбитальной группировки сегодня таково, что половина аппаратов находится за пределами сроков активного существования. Это очень опасно.

В принципиальном плане есть понимание с Минэкономразвития. Федеральная космическая программа не вызывает сомнений ни в одном министерстве, изложенные в ней задачи понятны в министерствах. Разногласия вызывает только количественный параметр.

- Каково отношение России к переносу на июль запуска американского челнока к Международной космической станции (МКС)?

- Это вызывает у нас серьезную озабоченность. С февраля мы все ждем запуска «шаттла», и мы, конечно, надеялись, что в мае он полетит. Теперь в планах - запуск на июль, не прекращаются слухи и о других переносах. В конце этого года заканчиваются все российские обязательства по транспортному обеспечению МКС, а 2006 г. нужно выстраивать, нужно собираться всем партнерам по МКС, обсуждать.