Основой успешного проведения мероприятия является тщательная подготовка преподавателя. Она включает в себя составление плана проведения внеклассного мероприятия и подбор наиболее интересных и основополагающих экономических вопросов. Чем полнее, подробнее план, тем большим подспорьем он служит преподавателю при проведении мероприятия.

Основными целями данного внеклассного мероприятия являются:

1) Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по экономическим дисциплинам.

2) Формирование интереса к экономическим дисциплинам.

3) Формирование культуры экономического мышления.

4) Развитие устойчивой мотивации к самообразованию и повышению уровня творчества.

Экономическая викторина

Задачи

Учебная: повторение и закрепление знаний, формирование устойчивого интереса к экономическим дисциплинам, подготовка к профессиональной деятельности.

Воспитательная: воспитание социальной активности, воли к победе, формирование культуры общения.

Развивающая: развитие творческого и логического мышления, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Методическая: демонстрация формы проведения внеклассного занятия с применением активных методов обучения.

Методы обучения

1) Репродуктивный.

2) Проблемный.

Способы активизации

1) Игровая форма проведения.

2) Конкурсная основа.

3) Проблемные задания.

4) Задания творческого характера.

Технические средства и наглядные пособия

1) Музыкальный центр.

2) Кассеты с записями классической музыки.

3) Сетка кроссворда.

4) Карточки с номерами участников.

5) Оценочная карта жюри.

6) Задания для участников (карточки).

План проведения экономической викторины

I. Организационный момент (подготовка аудитории, выбор жюри).

Для проведения Экономической викторины необходимо подготовить раздаточный материал, а именно: карточки с номерами участников викторины и оценочные карты.

II. Сообщение темы, ее значения в практической деятельности, целей и правил проведения мероприятия.

Правила проведения викторины

1) Викторина проводится в три тура.

2) Для участия в викторине раздаются карточки с номерами. Желающий ответить на вопрос поднимает карточку со своим номером.

3) В случае если игрок не смог ответить на вопрос, право ответа переходит к другому игроку.

4) Жюри учитывает количество правильных ответов каждого игрока.

5) Игроки, набравшие наименьшее количество правильных ответов, не участвуют в следующем туре.

6) По итогам трех туров определяется победитель.

Проведение I тура экономической викторины. «Отборочный»

Игрокам сообщается вопрос. Желающие отвечать поднимают карточку с номером. Право ответа предоставляется игроку, который первым поднимет свою карточку. Игрок сообщает свой ответ.

В первом туре разыгрывается 25 вопросов:

1) Назовите три вида бирж.

2) Какой банк в России имеет право на выпуск денег?

3) Кто и когда в России выпустил первые бумажные деньги?

4) Как вы назовете сумму денег, которую человек одалживает банку?

5) Как называется наука, изучающая спрос и предложение на товары и услуги?

6) Что такое теневая экономика?

7) Назовите синоним слову «инвестиции».

8) Назовите денежные единицы Японии, Франции и Германии.

9) Что такое амортизация?

10) Кто устанавливает такую дополнительную наценку на товары, как акциз?

11) Как называется документ, необходимый для пропуска грузов через государственную границу?

12) Как называется документ, определяющий деятельность фирмы?

13) Какие бывают декларации? Назовите хотя бы два вида.

14) Как называется государственная служба, контролирующая ввоз или вывоз товаров из страны?

15) Подберите два синонима слову «обанкротился».

16) Какое решение из двух связано с риском - покупка акций или покупка облигаций?

17) На какой бирже вы можете купить акции какой-либо компании?

18) В чем разница между балансовой и чистой прибылью?

19) Что такое производительность труда?

20) Чем отличается жизненный цикл товара от жизненного цикла услуги?

21) Как проявляется взаимосвязь потребность - товар?

22) Какова особенность рынка услуг?

23) Кто такой пиарщик и чем он занимается?

24) Что такое бренд?

25) Роль службы маркетинга на предприятии.

26) Что такое ревизия маркетинга, какова ее цель?

Жюри подводят итоги и сообщают имена участников, выбывших из игры. Пока жюри подводит итог, проводится игра со зрителями - «Реши кроссворд».

По горизонтали:

1. Затраты фирмы на производство товаров.

По вертикали:

2 Количество денег, которое покупатели готовы уплатить за товар при определенном уровне цен на него.

3. Коммерсант, который заключает сделки по поручению клиентов.

4. Человек, скупающий товар в надежде заработать на росте цен.

5. Человек, покупающий товар большими партиями.

6. Фирма, диктующая цену на рынке.

7. Временно одолженные деньги.

Наиболее активные участники поощряются.

Проведение II тура. «Экономические ситуации»

Во втором туре оставшимся игрокам предлагается решить вопросы-ситуации. Ведущий зачитывает вопрос. Игрок сообщает свой ответ. Во втором туре разыгрывается 10 вопросов-ситуаций. Жюри подводит итоги и сообщает имена участников, не перешедших в третий тур.

Во II туре разыгрываются следующие вопросы-ситуации:

1) Предприниматель имеет основное предприятие в России и регистрирует фирму на Багамах, где объявлена свободная экономическая зона. С какой целью он это делает?

2) На здании БТ МОД разместили рекламный щит. Ежегодно работниками техникума распространяются среди учащихся школ буклеты с информацией о специальностях. Для чего проводятся данные акции?

3) Что будет со спросом на соль и пепси-колу, если в 5 раз поднять цену на то и другое?

4) Цены трех квартир, затраты на строительство которых одинаковы, существенно отличаются в зависимости от местоположения по отношению к центру города. Как объяснить связь между местоположением жилья и его ценой.

5) Если мы нанимаем бригаду рабочих для строительства дачного домика, имеет ли смысл платить только за каждый уложенный метр кирпича или только за время, которое эта бригада будет занята работой?

6) Как быть с предприятиями, производившими военную продукцию, в которой отпала необходимость?

7) Имеет ли смысл для страны одновременно ввозить и вывозить товары одного и того же наименования?

8) Фирма «Орифлейм» занимается распространением косметики. Охарактеризуйте организационную структуру службы маркетинга у данной фирмы, назовите ее достоинства и недостатки.

9) Предприятие «Две линии» потерпело неудачу при выведении на рынок своей новой продукции (пластырь «Анцел»). Ваши предложения по дальнейшим маркетинговым действиям и что необходимо предпринять товаропроизводителю, чтобы его позиционирование было убедительным для потенциальных потребителей.

10) К числу наиболее важных сторон маркетинговой деятельности, определяющих выбор стратегических решений развития предприятия, относится:

А) Своевременное планирование и проведение маркетинговых мероприятий.

Б) Наличие информации о потенциальном рынке, конкурентах и т.д.

Проведение III тура «Победитель»

В ходе III тура определится победитель игры. Вышедшим в третий тур пятерым участникам предлагается составить экономическую задачу.

В это время проводится игра со зрителями:

1) Составить пять пословиц, поговорок или крылатых выражений из отдельных слов.

«Не с деньгами жить, а с добрыми людьми».

«Не спеши языком - торопись делом».

«Копейка рубль бережет».

«Хороший товар сам себя хвалит».

«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».

2) Вставить пропущенные буквы в словах, обозначающих экономические термины.

**Н*ПОЛ*Я

**РТ*Ф*КА*

**КВ*ДАЦ*Я

**РКЕТ*H*

**В*ДЕН*

**НК*ОТ

3) Вспомните 11 слов, которые начинаются на буквы, входящие в слово «приватизация». Каждое слово нужно объяснить.

П Р И В А Т И З А Ц И Я

За это время жюри подводят итоги третьего тура и игры в целом. Ведущий оглашает результаты игры и происходит награждение победителей.

Оксана МАЛАШЕНКО, Елена СЕРИКОВА, преподаватели экономических дисциплин, Бийск