Первый такой конкурс состоялся в 2004-2005 учебном году при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, редакции «Учительской газеты», редакций журналов «Основы государства и право», «Преподавание истории в школе», «Внешкольник», «Студенчество. Диалоги в воспитании», «Воспитание школьников». Цель его - содействие гражданскому и правовому образованию учащейся и студенческой молодежи, реализация социальной инициативы детей и молодежи, развитие молодежного парламентаризма, расширение общественных связей с образовательными учреждениями в Российской Федерации.

Всероссийский конкурс «Свой мир мы строим сами» привлек внимание детей и молодежи, становится все популярней.

Проведение конкурса способствовало гражданско-правовому образованию, формированию мировоззрения, развитию творческого потенциала учащихся и студентов, представителей детских и молодежных общественных объединений, освоению универсальных гуманистических ценностей, идеалов демократии, воспитанию в духе культуры мира, толерантности.

Председателем оргкомитета конкурса является Петренко Валентина Александровна, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, которая не первый год поддерживает организацию и проведение всероссийских конкурсов по парламентской тематике для учащихся, студентов и их наставников.

В состав жюри конкурса вошли видные ученые и педагоги - граждановеды Академии повышения квалификации и переподготовки кадров Минобрнауки РФ, преподаватели и студенты высших учебных заведений Москвы и Московской области.

В конкурсе приняли участие 440 человек (383 школьника и 57 студентов) из 56 регионов Российской Федерации: учащиеся образовательных учреждений всех видов; студенты учебных заведений начального и среднего профессионального образования; воспитанники учреждений дополнительного образования детей; студенты высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм; представители молодежных парламентских структур; представители детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Наибольшее количество работ было прислано из Воронежской (38 работ), Московской (33 работы), Пермской (23 работы), Челябинской (15 работ), Мурманской (14 работ) областей; Санкт-Петербурга (25 работ); Краснодарского (24 работы), Приморского (17 работ), Красноярского (10) краев; республик Татарстан (25 работ), Башкортостан (15 работ), Карелия (12 работ), Марий Эл (10 работ).

Отрадно отметить, что ряд образовательных учреждений провели свой отборочный этап, среди них: муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №28 г.Вологды (160022, г.Вологда Вологодской области); средняя общеобразовательная школа №640 Приморского района г.Санкт-Петербурга; Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена (г.Санкт-Петербург); муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №69 г.Воронежа, Воронежской области.

Среди принявших участие в конкурсе мы выделяем самого юного участника, ученика 2-го класса средней общеобразовательной школы №68 г.Уфы Республики Башкортостан Шамиля Асфандиярова.

На конкурс были представлены самые разнообразные образовательные и социальные проекты: это индивидуальные и коллективные проектные работы учащихся и студентов в самых разнообразных формах и жанрах (сочинения, доклады, рефераты, научные статьи, исследования, эссе, фант проекты и т.п.), утверждающие уважение к правам и свободам человека, универсальные общечеловеческие гуманистические ценности, идеалы демократии, культуры мира, толерантности, принципы самоуправления и соуправления, развивающие идеи молодежного парламентаризма.

Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» включал в себя следующие пять номинаций:

«Школа юного сенатора» (16 работ)

«Школьный и студенческий парламент» (46 работ)

«Закон, который нужен молодежи» (203 работы)

«Если бы я был сенатором» (107 работ)

«Молодежь и парламентаризм» (68 работ).

Необходимо отметить, что большинство конкурсных работ опиралось на современные теории и существующую практику законодательной парламентской деятельности в России; практический опыт организации школьного и студенческого самоуправления; развитие проектной деятельности учащихся и студентов; международные и национальные механизмы защиты прав человека; решение проблем гражданского и правового образования, связь с задачами построения правового государства и формирования гражданского общества в России.

Материалы в основном представляли самостоятельную работу по избранному аспекту развития молодежного парламентаризма.

Жюри оценивало конкурсные работы по следующим критериям: уровень знаний автора; полнота раскрытия темы; владение нормативной базой; точность и ясность изложения материала; творческий характер работы.

Победителями Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» стали:

В номинации «Если бы я был сенатором...»:

первое место - Никита Щетинин, Тверская область, г.Ржев, школа №9;

второе место - Ольга Иошина, г.Москва, гимназия №1529;

третье место - Андрей Мазихин, Пермская область, г.Березники, профессиональный лицей №47.

В номинации «Закон, который нужен молодежи»:

первое место - Марк Рисенберг, г.Санкт-Петербург, школа №640;

второе место - Марина Пашиева, Свердловская область, г. Полевой, гуманитарный университет;

третье место - Руслан Гусев, ЯНАО, Тюменская область, п.Ханымей, Ханымейская средняя школа №1.

В номинации «Молодежь и парламентаризм»:

первое место - студенты: Сания Ибраева, Евгений Кузьмин, Алексей Коновалов, Лилия Шарипова, преподаватель: Хамитов Булат Асгатович, Самарская область, г.Похвистнево, губернский колледж;

второе место - Иван Шабаров, Омская область, г.Омск, Омский медицинский колледж Минздравсоцразвития РФ;

третье место - М.Белозерова, Архангельская область, г.Котлас, МОУ «Лицей №3».

В номинации «Школьный и студенческий парламентаризм»:

первое место - Наталья Тихон, г.Одинцово Московской области, гимназия №4;

второе место - Андрей Елгин, Эльвира Клышта, Кемеровская область, г.Новокузнецк, гимназия №48;

третье место - Андрей Огарко, г.Уфа, Уфимский государственный профессионально-педагогический колледж.

В номинации «Школа юного сенатора»:

первое место - Евгений Ткаченко, г.Североморск, гимназия №1;

второе место - Анна Манакова, Ярославская область, г.Ярославль, ГОУСПО Ярославский государственный межрегиональный колледж градостроительства и управления;

третье место - учащиеся 10-го «Б» класса, члены молодежного движения «Ювента», Челябинская область, п.Межозерный, Верхнеуральский район, школа №1.

Лауреатами конкурса стали:

1. Воспитанница Городского дворца творчества детей и молодежи г. Набережные Челны Республики Татарстан Алина Порцева.

2. Учащиеся средней общеобразовательной школы №450, г.Зеленогорска г.Санкт-Петербурга Станислав Скопылатов.

3. Учащийся гимназии №2 г.Прохладного Кабардино-Балкарской Республики Константин Анисимов.

4. Воспитанники клуба «Юный исследователь» Центра творчества детей и юношества г.Назрани Республики Ингушетии Соня Белхароева, Фатима Цурова.

5. Студент Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена г.Санкт-Петербурга Н.Афанасова, Нелли Ворошилова, Иван Гайдукевич, А.Балаян, Ю.Петрушина, Р.Скиба.

6. Учащаяся средней школы №4 г.Еманжелинска Челябинской области Ирина Король.

7. Учащаяся большецарынской средней школы №2 им.М.В.Хонинова Октябрьского района Республики Калмыкия Алена Болдырева.

8. Учащаяся средней школы им. Н.Р.Ирикова с.Зилаир Зилаирского района Республики Башкортостан Анна Ильина.

9. Учащиеся средней школы №640 Приморского района г.Санкт-Петербурга Мария Малахова, Надежда Яценко, Алексей Филатов, Елизавета Васильева.

10. Учащаяся школы №7 г.Валдай-5 Новгородской области Виктория Дюбина.

11. Учащиеся школы №3 г.Чехова Московской области.

12. Учащиеся негосударственной средней общеобразовательной школы «Баярд» г.Уфы Республики Башкортостан Айгуль Губайдулина.

13. Учащаяся гимназии №1 г.Североморска Надежда Пиунина, студентка Мурманского государственного института Евгения Барановская.

Дипломантами конкурса стали:

1. Екатерина Антоненко, Ломовская средняя школа.

2. Мария Сердюк, Алтайский край, Павловский район, с.Павловск, Ремзаводская средняя школа.

3. Дмитрий Суслов, Кемеровская область, г.Березовский, СОШ №16.

4. Владислав Тютрин, Алексей Духин, Белгородская область, Ровеньский район, п.Ровеньки, Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.

5. Равиль Вашитов, Республика Татарстан, п.Кукмор, кукморская школа №2.

6. Дмитрий Шурыгин, Московская область, г.Егорьевск, Московский областной музыкально-педагогический колледж.

7. Татьяна Якушева, Санкт-Петербург, Приморский район, школа №640.

8. Наталия Торовик, Московская область, г.Краснознаменск, гимназия №1.

9. Шамиль Асфандияров, Республика Башкортостан, г.Уфа, СОШ №68.

10. Линар Кадыров, Республика Татарстан, г.Елабуга, Просветительский центр «Школа современного лидера».

11. Светлана Базулина, Челябинская область, г.Озерск, школа-гимназия №23.

12. Людмила Докторова, Республика Татарстан, Аксуваевский район, д.Старое Ильдеряково, школа.

13. Анна Гришанова, председатель Молодежного объединения - школьный парламент Томского района Томской области, г.Томск, Управление образования Томского района.

14. Ирина Михни, Тюменская область, г.Ноябрьск, Колледж профессиональных и информационных технологий.

15. Виктория Скрипова, Московская область, г.Балашиха, МОУ «Лицей».

16. Андрей Груздев, Леонид Ликатурнов, Республика Хакасия, г.Саянск, МОУ СОШ №9.

17. Екатерина Чернышова, Мурманская область, г.Снежногорск, СОШ №266.

18. Григорий Знаменский, Калужская область, г.Калуга, МОУ «Гимназия» № 24, г.Калуги».

19. Наталья Патрикеева, Ярославская область, г.Ярославль, Ярославский государственный межрегиональный колледж градостроительства и управления.

20. Ольга Босамыкина, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - «Югра», Ханты-Мансийский район, п.Красносельский средняя общеобразовательная школа.

Остальным участникам конкурса направляются благодарственные письма.

Виктор ГОЛОВАНОВ, ответственный секретарь оргкомитета конкурса, консультант пресс-службы Совета Федерации