Можем ли мы приблизить прекрасное далеко? Хороший путь к этому - «Школа старшеклассников». Этот городской проект, одобренный москвичами, предусматривает создание современной образовательной среды, предназначенной для обучения учащихся старших классов.
Цель - вдохновленный, целеустремленный, компетентный, умеющий учиться и стремящийся к прогрессу личности человек. Средство - развивающее пространство, способное отвечать запросам и среды, и времени.
И мы - раз! Сносим стены, раздвигаем пространство, заменяем парты, размещаем оборудование. Это комплексные лаборатории, мастерские, снабженные всем необходимым для самостоятельной экспериментальной, исследовательской, практической работы по всем наукоемким, практико-ориентированным предметам. И все это богатство можно и нужно использовать, а не наблюдать из-за парты демонстрируемый учителем дым из пробирки! Чем наполнено пространство? Цифровые лаборатории, робототехника, биологические тренажеры, лингафонное оборудование, возможность пользоваться электронными ресурсами. Все это условия для интеллектуального сотрудничества, кооперации - создания эффективных, а не традиционных учебных групп. В их составе формируются необходимые завтрашнему ученому, инженеру, исполнителю, менеджеру навыки коллективной деятельности.
Формируются лекционные пространства, сохраняются, но усовершенствуются и привычные классы. Здесь будут проходить лекции, практикумы и семинары по теоретическим дисциплинам или разделам.
И в эту картину отлично вписывается дистанционное обучение! Такой новый, но уже и привычный инструмент для обучения наших детей. Учиться в любом месте, у любого педагога. Думаю и очень надеюсь, что в будущем каждый ребенок сможет выбирать себе учителя. А учитель расширит аудиторию своих учеников до сотен!
Ученик испытывает, проверяет, создает, изобретает… И учится! Ведь для собственного, пусть и условного, открытия нужны знания. Но теперь меняются приоритеты. Если прежде знание ради знания, то теперь знание ради применения, использования, поиска, открытия, ради результата. Нацеленность на результат рождает увлеченность, а это мотивация. Та самая, что не может возникнуть ниоткуда, кроме как родиться внутри личности - как раз той, которой так неудобно за партой!
И эта личность отправится в Fablab - небольшую мастерскую, предлагающую ученикам возможность изготовить необходимые им детали. Эта зона оснащается набором универсальных инструментов, управляемых с компьютера, и позволяет сделать почти все из практически ничего.
А еще оборудуются коворкинг-зоны - популярное среди молодежи нынче общее пространство для индивидуальной деятельности, общения. Его можно преобразовать и использовать как реальное (в противоположность виртуальному) место, где собираются люди со схожими интересами, чаще всего научными, технологическими, в цифровом или электронном искусстве, общении и совместном творчестве. Уже и слово для него существует - хакспейс (от англ. hacker и space). Одно из главных достоинств обновленного пространства - его способность к трансформации, преобразованиям. Его мобильность, разноплановость, безусловно, привлекут учеников, потому что соответствуют запросам юношества с его подвижностью, потребностью в общении, разнообразии.
Так пространство обеспечивает процесс движения к цели. В процессе (внутри него, а не со стороны) формируются и закрепляются как постоянные качества личности - целеустремленность и ответственность, так и навыки сотрудничества и парт­нерства, рождаются конкуренция и способность побеждать или проигрывать, умение планировать…
Стоп! Получается, что и учебный план, и расписание уроков должны кардинально измениться. Во многом должно произойти разрушение границ урока (не об этом ли так часто мечтают старшеклассники?), ведь проектирование или исследование требуют и интегрирования предметов и времени. Согласитесь, невозможно изобрести или открыть новое, уложившись в 45 минут, и пойти дальше исследовать и проектировать в строго отведенное время.
Получается, что потребуется грандиозный шаг в развитии учительства. Дальше смогут идти те, кто принимает и понимает необходимость и значимость преобразований. И им необходимы время и условия, в которых они смогут предложить ученикам в новом формате имеющиеся у них опыт, знания, помогут двигаться вперед, познавать мир, развиваться. Учитель остается главным организатором учебно-развивающего процесса, экспертом, партнером, руководителем. Это личность, способная вдохнуть жизнь и содержание в оборудование и пространство, способная объяснять, требовать, настаивать, восхищаться, радоваться вместе с учеником.
Учителям придется меняться. Кому-то эти изменения дадутся легко, кому-то - не очень. Но те, у кого есть понимание цели деятельности современной школы, обязательно останутся в ней. Как всегда, вместе с учениками.

Инна КАЗАКОВА,
директор школы №2127