Волнение, тревога, стресс не дают покоя нашим выпускникам, и в мыслях судорожно звучит лишь одно слово «экзамен». К сожалению, многие не уделяют должного внимания своим душевным переживаниям, тем самым вытесняют их. Одна из главных задач на предэкзаменационном этапе как раз справиться со стрессом, но некоторые родители и дети не имеют никакого представления о том, как это сделать, ведь установки типа «не переживай» не всегда работают, а тревожное состояние может быть гораздо глубже и сильнее. К тому же в напряженной обстановке люди теряются, и очевидные вещи не замечаются. Как и в большинстве дел справляться с трудностями легче вместе, чем в одиночку, так и для достижения гармоничного эмоционального состояния необходима слаженная работа в форме «родитель - ученик - учитель». В данной статье предлагаются практические рекомендации для каждого объекта триады, при выполнении которых вы сможете помочь ребенку снизить уровень стресса и психологически подготовится к экзамену.

Рекомендации родителям
1. Чем тревожнее родители, тем тревожнее дети, поэтому стоит начать с себя. Ваша тревога, неуверенность в положительном результате сдачи экзамена передается вашим детям вне зависимости от того, были или нет внешние проявления ваших переживаний. Нужно создать эмоционально благоприятную обстановку в семье. Организовать так называемую точку покоя, именно в этом состоянии дети способны учится, а не тратить свои силы на деструктивные эмоции.
2. Родители, вы уже отучились, сдали свои экзамены, и ваши экзаменационные волнения остались в прошлом. Главная родительская задача на предэкзаменационном этапе - это поддержка. Меньше всего нашим детям нужно, чтобы их упрекали, вспоминали учебные проступки, обвиняли, сомневались и вселяли неуверенность. Воздержитесь от негативных установок, которые точно не способствуют учебной мотивации и не приведут к успешной сдаче экзаменов, а, наоборот, усугубят веру ребенка в свои знания и возможности. Перед вами стоит непростая задача: вам надо оказать поддержку в определенном объеме, чтобы не быть ни навязчивым, ни безразличным. Помните, что наличие высшего образования не является гарантией успешности в дальнейшей жизни.
3. В погоне за обеспечением психологически комфортной среды не забудьте про физическое здоровье ребенка. Регулируйте режим дня, отслеживайте любые перегрузки, следите за питанием, исключите вредную пищу, включите ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.

Рекомендации учителям
1. Исходя из индивидуальных особенностей ученика, помогите выработать правильную стратегию выполнения экзаменационной работы. Замечайте успехи, интересуйтесь мнением о выполненной работе, тем самым тренируя адекватную оценку. Работайте не только с учебными пробелами, но и с личностными ресурсами.
2. Несмотря на то что ГИА как форма проведения экзамена существует более 10 лет, никто не отменял процессуальные трудности. Нам надо исключить подобные риски, поэтому следует проиграть процедуру проведения экзамена еще раз, проработать ошибки, связанные с заполнением бланков. Побуждать детей к прохождению пробных экзаменов.
3. Помните, что только вы, учителя, видите реальные эмоции и чувства учеников в ситуации проверки знаний, никто не обладает этой информацией, кроме вас, а она несет определенную информативную ценность. Поэтому поставьте в известность родителей о наличии или отсутствии особенностей поведения у их ребенка в такой ситуации.

Рекомендации выпускникам
1. Каждый хоть раз в жизни переживал чувство страха, боязнь неуспеха, в этих эмоциональных реакциях ты не одинок. Но такие негативные чувства и мысли не приведут нас к успешной сдаче экзамена, а, наоборот, программируют на провал. Поэтому для стабилизации эмоционального состояния следует выйти на внутренний диалог и узнать истинную причину, что за этим стоит. Зафиксируйте эту мысль и обратитесь к родителю, другу, психологу с разговором о причине страха. Необходимо здраво и объективно оценить его, и результат не заставит себя ждать.
2. При подготовке к экзаменам необходимо разработать четкую стратегию деятельности, в которой должны быть отражены все ее сферы. Составь график дня, эффективность всегда возрастает при грамотном планировании. Не вводи себя в заблуждение, что если сегодня ты весь день будешь заниматься, то завтра весь день можно гулять. Гулять надо каждый день, как и готовиться к экзаменам. Соблюдение соотношения работы и отдыха повысит твою продуктивность и физическое самочувствие, которое является главным условием при интеллектуальных нагрузках.
3. Для лучшего запоминания информации начинай занятие с повторения ранее выученного материала, такой способ обеспечит хранение знаний в долговременной памяти. Также в процессе подготовки необходимо делать небольшие перерывы на физические упражнения.
4. Накануне экзамена не надо перегружать себя умственной нагрузкой. В первой половине дня можно повторить наиболее сложный материал, но заранее стоит поставить временные рамки. В этот день необходимо прогуляться, отдохнуть, обязательно лечь вовремя и выспаться.

Юлия СТЕПАНОВА,
педагог-психолог Вешняковской школы