Где-то рядом с ними, не далеко, но и не близко, жило Дистанционное образование. В сфере дополнительных услуг, в высшей школе оно чувствовало себя вполне уверенно, ощущало себя полноправным участником процесса подготовки бакалавров и магистрантов, давало людям возможность получить вторую профессию. Однако в школу заглядывало редко, от случая к случаю: в виде ЦДЗ (цифровых домашних заданий), МЭШ (Московской электронной школы) и РЭШ (Российской электронной школы). В школе царил Учитель, и Дистанционное образование не навязывалось, изредка включаясь, когда к нему обращались за помощью.
Все изменилось двадцать третьего марта 2020 года.
Школа ушла на карантин, потом на самоизоляцию. Ситуация затягивалась и осложнялась. Кинулись учителя, дети и родители к Дистанционному образованию за помощью. Оно в помощи не отказывало, но возникли сложности в общении с оторванными от привычного процесса обучения пользователями, да и сил у Дистанционного образования оказалось не так много. А учителя, дети, родители - все набросились на него, стали шуметь: «Давай организовывай! Учи! Показывай! Проверяй! Оценки ставь!»
Дистанционное образование так расстроилось, что в первую неделю даже заболело: сайты висели, платформы глючили, в электронный журнал можно было войти только ночью. Призадумались тут пользователи и решили дать Дистанционному образованию передышку: пусть, мол, отдохнет и сил наберется. А мы пока его язык подучим, а то что-то непонятного много.
Неделя прошла плодотворно. Дистанционное образование, поддерживаемое со всех сторон опытными программистами-лекарями, людьми креативными и вперед далеко смотрящими, набралось сил, подтянуло ресурсы. Эти ресурсы зафиксировали и в рекомендациях учителям отправили. Учителя, ответственно настроенные, ресурсы стали осваивать и к своим нуждам приспосабливать.
И шестого апреля все заработало!
Дистанционное образование и учителя, кажется, договорились (во всяком случае по основным моментам).
И все было бы хорошо, но…
Заскучали наши ОГЭ и ЕГЭ. И не то чтобы на них стали меньше внимания обращать. Вовсе нет. Учителя беспокоятся, выпускники волнуются, родители переживают, начальство нервничает. И ресурсы есть, и учителя есть. Все вроде привычно: тесты составляются, сочинения проверяются, ошибки объясняются, индивидуальная работа организована практически круглосуточно. Чего же не хватает? Причем всем участникам процесса подготовки к итоговой государственной аттестации? Что вызывает такое напряжение у взрослых?
На мой взгляд, взгляд учителя, выпускающего одиннадцатый класс сразу на два экзамена - русский и литературу, напряжение вызывает отсутствие уверенности в том, что по ту сторону дистанционного образования ученик трудится сам, что он умеет взять ответственность за самоподготовку на себя. Ведь теперь никто не может проследить за самостоятельностью выполнения заданий. Только он САМ. Он должен САМ организовать рабочее время и пространство, научиться сосредоточиваться и не отвлекаться на гаджеты. Настал тот момент, когда ему придется применить свое умение учиться. А есть ли оно? Сформировали ли в ребенке это умение родители и школа? Или мы выполняли только функцию надзора? Вот так неожиданно встал вопрос о компетенциях, жизненно необходимых нашим детям. Встал тогда, когда за владением этими компетенциями стоят сдача экзаменов и поступление в институт или в колледж.
Однозначного ответа, конечно, нет. Кому-то не нужны «дядьки-молоточки», кто-то без них не может. Кто-то использует образовавшийся временной коридор для усиленной подготовки, а кто-то вовсе забудет про экзамены, будет списывать все на сложившуюся обстановку. Как быть с теми, кому нужна организационная помощь по ту сторону экрана? Может быть, родители помогут? Но ведь и у них не у всех сформированы некоторые столь необходимые в такой ситуации компетенции…
Технически мы все освоим: и видеоуроки запишем, и аудиолекции начитаем, и свой виртуальный класс создадим, и конференцию, и собрание…
Не в этом дело.
«Что-то пошло не так, - как пишут нам на «задумавшихся» сайтах. - Извините, мы скоро все исправим». Жаль, что это нельзя применить к образованию.

Наталия ХАЛЕЗОВА,
учитель русского языка и литературы Школы Новокосино, ветеран труда, кандидат педагогических наук