​Если пропущен срок аттестации

- Один из основных инструментов дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников - проведение аттестации в целях установления квалификационной категории.
В Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, заключенном Минобрнауки России с Общероссийским профсоюзом образования и науки на 2018-2020 годы, рекомендовано включать в региональные отраслевые соглашения положения о сохранении за педагогическими работниками условий оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории по истечении срока ее действия в период до принятия аттестационной комиссией решения об установлении (отказе в установлении) квалификационной категории, если своевременно было подано заявление в аттестационную комиссию.
В соглашении содержатся также положения, предусматривающие упрощенные условия прохождения аттестации для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, на ту же квалификационную категорию. Указанные выше на федеральном уровне рекомендации включены во многие региональные соглашения в аналогичном порядке, которые в свою очередь рекомендованы для включения в территориальные соглашения и коллективные договоры образовательных организаций.
Кроме того, Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский профсоюз образования в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направили совместное письмо от 8 мая 2020 года №ВБ-993\08\221, которым предложено в условиях введения в субъектах Российской Федерации режима повышенной готовности, вызванного распространением пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, и в целях социальной защиты педагогических работников рассмотреть возможность принятия следующих решений:
- о сохранении за педагогическими работниками, у которых в 2020 году истекают сроки действия квалификационных категорий, условий оплаты труда до конца 2020 года с учетом установленной им ранее квалификационной категории;
- об обеспечении органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на формирование аттестационных комиссий, возможности и условий проведения аттестации педагогических работников, не имеющих квалификационной категории либо имеющих первую квалификационную категорию, пожелавших пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и соблюдением необходимых санитарно-гигиенических и профилактических мер.

ЕГЭ с условием COVID-19

- Роспотребнадзор выпустил рекомендации по проведению экзаменов и итоговой аттестации в этом году. Обязательны ли они к исполнению, если какие-то из них школа не сможет обеспечить?

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом от 12.05.2020 №02/9060-2020-24 направило Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 для использования в работе.
В части проведения экзаменов и итоговой аттестации Роспотребнадзор рекомендует следующее.
1. Провести генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму мест проведения экзаменов до их начала и после завершения.
2. При проведении итоговой аттестации, экзаменов в общеобразовательных организациях при входе в здание обеспечить проведение обязательной термометрии с использованием бесконтактных термометров с целью выявления и недопущения обучающихся и персонала с признаками респираторных заболеваний.
3. Установить при входе в здание дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.
4. Составить график прихода на экзамен обучающихся и персонала в целях максимального разобщения обучающихся при проведении утренней термометрии.
5. Исключить скопление детей в зоне рекреации.
6. В местах проведения экзаменов обеспечить социальную дистанцию между обучающимися не менее 1,5 метра, зигзагообразную рассадку за партами (по 1 человеку).
7. Предусмотреть возможность оснащения помещений для проведения экзаменов оборудованием для обеззараживания воздуха, предназначенным для работы в присутствии детей.
8. Обеспечить персонал, присутствующий на экзамене, средствами индивидуальной защиты (маски и перчатки).
9. Организовать питьевой режим с использованием воды в емкостях промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды (кулеры, помпы и т. п.), обеспечив достаточное количество одноразовой посуды и проведение обработки кулеров и дозаторов.
Безусловно, рекомендации по борьбе с коронавирусом от Роспотребнадзора, Минтруда России и Минздрава России носят скорее разъяснительный характер. Однако надо помнить, что за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм могут грозить штрафы.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на основании ст. 50 Закона и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 №3 имеют право требовать и давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации, а также о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, влечет административную ответственность по части 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей.
В случае же выявления нарушения санитарного законодательства и невыполнения в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений санитарного законодательства ответственность предусмотрена частью 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.
Кроме того, согласно новой редакции ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях ужесточена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Если эти действия (бездействие) будут совершены в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо при невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, то штрафы ждут более внушительные:
- на граждан в размере от 15000 до 40000 рублей;
- на должностных лиц - от 50000 до 150000 рублей;
- на юридических лиц - от 200000 до 500000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Это ужесточение введено Федеральным законом от 1.04.2020 №99‑ФЗ.
Кроме того, если эти действия (бездействие) повлекут причинение вреда здоровью человека или смерть человека (кроме случаев, когда эти действия (бездействие) содержат уголовно наказуемое деяние), то возможно наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 150000 до 300000 рублей;
- на должностных лиц от 300000 до 500000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
- на юридических лиц от 500000 до 1000000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Демонстрационный экзамен онлайн

- Есть ли решения о сдаче ГИА в колледжах в этом году?

- Учитывая сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку, складывающуюся в регионах России, Министерством просвещения России подготовлен проект приказа об особенностях в проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019-2020 учебном году. В настоящее время проект размещен для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).
Решение о том, применять данные утвержденные особенности проведения ГИА или проводить аттестацию в традиционном формате, в каждом субъекте Федерации принимают с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки. Кроме того, в части, не урегулированной проектом приказа, особенности проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.
Согласно проекту приказа ГИА или ее часть может быть проведена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Также в дистанционном формате можно сдать демонстрационный экзамен по 27 компетенциям Ворлдскиллс Россия.
Исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагается возможность защиты выпускной квалификационной работы, выполненной в следующих видах:
- письменной экзаменационной работы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для обучающихся, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- дипломной работы (дипломного проекта), предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.
Государственный экзамен проводится исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а в случае если государственный экзамен предусмотрен федеральным государственным образовательным стандартом в форме демонстрационного экзамена, проект приказа предусматривает несколько возможностей.
Если нет возможности провести ГИА дистанционно, а эпидемиологическая ситуация не позволяет использовать очный формат аттестации, допускается перенос на более поздний срок сдачи выпускной практической работы и демонстрационного экзамена.
Кроме того, колледжам и техникумам дано право засчитать в качестве ГИА результаты промежуточной аттестации по профессиональным модулям образовательной программы, участия во всероссийских олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», а также чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
При проведении защит выпускных квалификационных работ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций должна создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды независимо от места нахождения обучающихся и обеспечить идентификацию личности обучающихся.