- Учу истории, обществознанию и жизни, - говорит о себе Дмитрий Сергеевич Довгополов, учитель истории и обществознания Элистинской классической гимназии.
Разве можно этому научить, спросите вы, и я отвечу: нельзя. Можно лишь направлять, сопровождать, не мешая совершать ошибки, терять и находить друзей, падать, разочаровываться. Ведь это и есть жизнь. Потому что после ошибок появляется опыт, после падений обязателен подъем, а после разочарований - новый взгляд.
Почти 30 лет назад он пришел в школу, чтобы учить, помогать, воспитывать. В педагоги не собирался. Просто читал хорошие книги, смотрел правильные фильмы, размышлял о себе и своей нужности в обществе.
- Мы часто ищем себя в героях или героев в себе, - рассказывает Дмитрий Сергеевич. - В фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» долго не мог понять, кто я - Гена Шестопал, безответно влюбленный в первую красавицу, терзаемый чувствами и знающий, что «счастье - это когда тебя понимают», или Илья Семенович Мельников - интеллигентный учитель истории, не умеющий выражать свои чувства, находящийся в постоянном внутреннем конфликте?
И только посмотрев в 25‑й раз, он осознал: ирония в том и состоит, что Гена - это Мельников в юности: человек умный и обаятельный, умеющий думать, при этом не всегда находящий согласие с самим с собой, но постоянно к нему стремящийся. И тогда задал сам себе вопрос, на который отвечает по сей день: а не это ли залог развития личности?
Развиваться, стремиться, не останавливаться на достигнутом, идти вперед - это и есть принципы лучшего педагога Калмыкии, воспитавшего не одно поколение думающих школьников.
- Представьте себя в роли молодого, быстро набирающего популярность политика, которому нужно выступить на съезде партии и убедить выбрать вас своим вождем, - задает он своим ученикам задачу для размышления. Нерешаемая для многих, она все же имеет ответ, который открывается только всесторонне развитой личности.
- Это мой постулат: я не учу жизни, я учу развивать в себе личность, - говорит Довгополов.
Дмитрий Сергеевич окончил исторический факультет Калмыцкого государственного университета, Калмыцкий научный центр Российской академии наук, защитил кандидатскую. Получил специальность «менеджер в социальной сфере» в Современной гуманитарной академии, при любой возможности повышает квалификацию, в его багаже курсы информатизации образования при Московском университете «Синергия», педагогического мастерства в Московском центре реализации государственной образовательной политики и другие. Он председатель Общественного совета федерального проекта «Историческая память» партии «Единая Россия», член Ассоциации руководителей образовательных учреждений республики, научный руководитель информационно-методической деятельности гимназии, автор первого в Калмыкии электронного учебника. А еще удивительный человек, ведущий за собой, искренне любящий детей и дело, которым занимается. Походы по родному краю, песни, передающие дух исторической эпохи, - кажется, он может все. Историю - науку, которую преподает, - Довгополов называет экскурсией по трудным дорогам человеческой жизни.
- На уроках мы совершаем путешествие в Древний мир, становимся зрителями гладиаторских боев, раскрываем тайны «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, зачитываемся Мольером, совершаем открытия с Николой Теслой. Уроки истории - это декабристы, это Пушкин с верой в «звезду пленительного счастья», это гагаринское «Поехали!». Отечественная война 1812 года, Великая Победа в 1945‑м, летняя Олимпиада-80, Сочи-2014 - вот куда мы можем отправиться на моих уроках, - говорит Дмитрий Сергеевич. - Я экскурсовод в прошлое. Это трудная, но жутко интересная задача. Основная трудность ее в том, что учитель не может и не должен навязывать свое отношение к тому или иному явлению, событию. Он должен быть беспристрастен. Давать свою оценку историческому событию нечестно по отношению к детям, ведь это их задача - понять, что правильно, а что - нет. Они будущее.
Отвечая на вопрос, каким должен быть современный учитель, Довгополов рассуждает:
- Я часто задаю этот вопрос начинающим педагогам, с которыми работаю как куратор. Почти всегда слышу в ответ о первоклассном умении владеть современными информационными технологиями. Соглашусь с этим только в том случае, если это одно из качеств учителя. И отнюдь не главное. Если умение пользоваться ИКТ не идет вместе с нравственными основами, с грамотной речью и гражданской позицией, разве это современный учитель?
Ставя целью воспитание успешного выпускника, он говорит не о количестве знаний или приобретенных компетенциях, а скорее о наличии надпрофессиональных умений, или, говоря современным педагогическим языком, о soft skills, мягких навыках, то есть унифицированных навыках и личных качествах, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. Тех, к которым относят занятия по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию и многому другому. Именно эти навыки человек может использовать большую часть своей карьеры, а то и жизни. И тех, что формировать нужно, начиная с детского сада и не заканчивая никогда.
К таким навыкам Довгополов относит умение работать в команде, потому групповая форма работы на его уроках самая популярная. По принципу «не вместо, а вместе». Вместе с учениками они занимаются проектными работами. Потому, если в коридоре Элистинской гимназии вы встретите компанию старшеклас­сников, «играющих в машинки» под предводительством Дмитрия Сергеевича, удивляться не стоит - происходит реализация исследовательского проекта «Боевые машины прошлого», а если услышите в его исполнении песню «Смуглянка» в сопровождении хора десятиклассников, знайте, это часть проекта «Песни военных лет». И уж совсем грандиозное мероприятие с участием родителей, учителей профильных и не совсем профильных предметов - реконструкция исторических событий Отечественной войны 1812 года. Так, в активной деятельности гимназисты учатся умениям поддерживать друг друга, убеждать, находить компромиссные решения, изучают историю.
Групповая учебная деятельность, умело организованная педагогом, выходит за рамки не только урока, но и школы. Старшеклассники - ученики Довгополова - по собственной инициативе отремонтировали подъезд дома, в котором живет ветеран Великой Отечественной войны, привели в порядок прилегающую территорию, следят за памятником. При этом среди ребят всегда есть заводила. Лидерство Дмитрий Сергеевич поддерживает, считая, что это означает принимать ответственность за всю команду на себя.
Развивать лидерство в учащихся, по мнению Довгополова, способен только педагог, сам обладающий этим качеством. Потому первое, чему учит коллег, в том числе начинающих, - умению вести за собой. А это общий уровень культуры, эрудированности, посещение театров, кино, чтение, участие в жизни гимназии, города, республики. Внедрил наставничество и среди учеников. К примеру, старшеклассники социально-экономического профиля курируют предпрофильный класс: проводят уроки, организовывают мероприятия - погружаются в материал и развивают лидерские качества. С этой же целью в гимназии действует дискуссионный клуб Veritas, в общешкольной газете ведется рубрика «Вехи истории». У каждого школьника есть возможность найти себя в работе этих клубов, проявить инициативу, собрать команду единомышленников.
Гимназисты пишут эссе, участвуют в конкурсах различного уровня, олимпиадах. У них есть возможность поставить себя на место другого, вообразить мысли военачальника, выигравшего переломную битву, понять мысли людей, живших за много веков до тебя. Среди учеников Дов­гополова лауреат Международного конкурса творческих эссе «Память Сталинграда», победители и призеры Прикаспийской межрегиональной олимпиады школьников, открытой олимпиады Института законо­творчества по обществознанию, истории и праву и другие.
И все же самое главное, по признанию самого педагога, - развитие коммуникабельности. На его уроках нет строгого порядка, нет команд и окриков. Можно без разрешения встать и взять справочник, если в данный момент он нужен для работы, можно вблизи рассмотреть карту, пожать товарищу руку, если высказанная им мысль показалась тебе важной. Еще многое можно, но есть то, чего точно нельзя, - промолчать. На его уроках поощряются активное участие в дискуссии, изложение своей точки зрения. На финальную оценку влия­ют вовлеченность ученика в диалог, его способность отстаивать свою точку зрения, возможно, весьма отличную от учительской.
- В споре рождается истина, - говорит Дмитрий Сергеевич своим ученикам и спорит, аргументирует, объясняет, идет на компромисс, договаривается.
В рамках дней науки Довгополов организует общегимназическую научно-практическую конференцию, к которой долго и тщательно готовит своих учеников - так, чтобы каждому было что сказать миру. Школьники получают первые навыки публичных выступлений, учатся отвечать на вопросы жюри, аргументировать точку зрения.
И еще один мягкий навык по-довгополовски - любознательность. Педагог убежден, что уроки истории и обществознания должны расширять кругозор учащихся, заставлять самостоятельно находить ответы на собственные вопросы. На каждом его уроке присутствует книга. Он учит читать, сравнивать, сопоставлять. В год 75‑летия Победы на его уроках чаще обычного звучат имена не только исторических деятелей, но и писателей, поэтов, художников, для которых тема войны - веха не только общей истории, но и своей, личной.
- Невозможно изучить историю Великой Отечественной войны без чтения произведений писателей-фронтовиков, как невозможно говорить о нашем государстве без знания гимна РФ. Все это развитие интеллектуального любопытства, пробуждение жажды новых знаний, необходимости узнать больше, - считает Дмитрий Сергеевич.
На каждом уроке мудрый педагог отводит несколько минут, чтобы рассказать своим ученикам часть сюжета очередной книги или прочитать ее отрывок, продемонстрировать кинофрагмент, дать прослушать часть музыкальной композиции. Расчет прост: хочешь продолжения - занимайся самостоятельно: читай книги, смотри фильмы, изучай культуру. Научная любознательность развивается и при непосредственном участии детей в поисковой работе. Ученики Довгополова - постоянные участники ассоциации поисковых отрядов «Калмыкия», каждый желающий на целый сезон может превратиться в настоящего археолога.
- А для этого нужно не только многое уметь, быть в хорошей физической форме, но и иметь серьезный запас знаний, - объясняет он в начале учебного года своим ученикам.
Дополнительная мотивация делает свое дело - в прошлом году ребята приняли участие в исследовании мест, где 28‑я армия вела ожесточенные бои в 1942‑1943 годах. Уроки по военной истории не обходятся и без посещения музея. Такие занятия насыщены не только наглядным материалом, но и эмоциями, переживаниями за своих соотечественников.
- Многие ребята выходят из стен музея со слезами на глазах, и для меня это победа, - рассказывает Дмитрий Сергеевич. - Это формирование развитого человека, который не поступит нечестно, не пойдет против себя. Гражданственность, патриотизм и гуманность - основы той личности, которую я вижу в каждом своем ученике. Я хочу и могу учить подрастающее поколение, передавать ему свой опыт, знания, помогать поверить в себя. Это мое поле битвы. Битвы за детские души. И я победитель. Среди моих учеников нет равнодушных людей, нет черствых и бесчувственных. Мои ребята - личности. Яркие и не очень, громкие и тихие, но уважающие себя, своих родителей, учителей и свою Родину. А значит, я все делаю правильно. И этот результат - итог моего многолетнего труда над самим собой, без которого невозможно было бы достичь ожидаемого.