Листаю справочники для поступающих, чтобы понять, чему же учат в техникуме в настоящее время. До 1997 года встречаются специальности «технология машиностроения и сельскохозяйственные машины», а после - их сменяют «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «автомобиле- и тракторостроение». Чуть позже появляется специальность «архивоведение и делопроизводство» наверняка для девочек, а с этого года и подавно - «государственное и муниципальное управление», «производство летательных аппаратов и сварочное производство».

На самом деле ситуация, когда специальности техникума не отвечают его названию, встречается нередко. Правда, бывает и так, что внутри учебного заведения не остается не только титульных, но даже смежных специальностей. В нашем же случае техникум продолжает выпускать ребят по машиностроительным специальностям. Кстати, в период с 1938-го по 1947-й он именовался «Люберецкий машиностроительный техникум». Так что сегодняшняя фактическая ситуация вовсе не противоречит истории, духу образовательного учреждения. А вывеска... Что ж, директор техникума Сергей Мазурин пообещал, что не собирается оставлять дело, как есть, и название будет изменено.

В разговоре с директором техникума Сергеем Анатольевичем выяснилось, по каким причинам в техникуме появились новые специальности. С закрытием завода им. Ухтомского потребность в специалистах для сельскохозяйственного машиностроения снизилась, первое место по значимости стали занимать специальности, связанные с машиностроением.

Изменились производственные базы, где студенты занимаются курсовым и дипломным проектированием, проходят производственную практику. Сейчас основная база по автомобильным специальностям - это ЗИЛ. Конечно, при таком крупном заводе есть свой колледж, но на производстве предпочитают видеть студентов люберецкого техникума, которые всегда возвращаются с отличными отзывами.

Другими базами стали завод им. Миля и АО «Камов». Именно по их запросу в прошлом году была открыта специальность «производство летательных аппаратов». А специальности «государственное и муниципальное управление», «архивоведение и делопроизводство» были открыты по просьбе администрации города и района.

Вопросу практики на базовых предприятиях в техникуме уделяют особое внимание. Скажем хотя бы, что работать на заводе ребята начинают уже со второго курса. Как говорит Сергей Анатольевич, формирование инженера, техника проходит в течение 3-5 лет после получения диплома, поэтому чем раньше начнется практика, тем быстрее из студентов получатся специалисты. К тому же завод, который получает на практику студента-второкурсника, к выпуску делает из него специалиста, знакомого с особенностями конкретного производства.

Кроме того, подготовка к практической деятельности ведется в рамках учебных предметов. В техникуме оборудованы три компьютерных класса, где ребята изучают школьный курс информатики, знакомятся с офисными и профессиональными программами. Причем здесь установлено именно то программное обеспечение, которое встречается ребятам на производстве. Это тоже большая заслуга техникума и его отличие от московских учебных заведений, где учебная база нередко отстает на 10-15 лет от производственной.

Заслуга техникума - полная укомплектованность штата в области общеобразовательных предметов. Причем среди учителей немало молодежи. А вот с преподавателями специальных дисциплин, как и везде, возникают трудности. Большая часть преподавателей-специалистов работает в техникумах по совместительству, что влияет на их заинтересованность в качестве образования. К тому же здесь трудятся люди с большим стажем, что помимо плюсов имеет ряд печальных минусов. С сентября в техникуме будет реализовываться программа по привлечению молодых специалистов, но уже сейчас молодые преподаватели, которые приходят сюда, получают солидное единовременное пособие.

Студенты и преподаватели могут пользоваться обширной библиотекой и базой наглядных пособий. Библиотека люберецкого техникума считается одной из самых больших технических библиотек. Во всяком случае выпускники, став студентами вузов, продолжают пользоваться литературой техникума.

Ежегодно техникум выпускает в среднем 150 человек. В большинстве своем выпуск призывается в армию, остальные стремятся поступить в институт. Техникум поддерживает связь с филиалом МАИ, который открыт недалеко от АО «Камов», Московским институтом информатики и права (МИФ). Кроме того, ближе к выпускному в стенах техникума появляются представители академии ФСБ России, высшей школы МВД, органов внутренних дел, ГИБДД. Оказывается, техническое образование в силовых структурах считается большим плюсом в личном деле сотрудника.

На бирже труда выпускников техникума нет, ребята востребованы в самых разных организациях. Девочки работают в архивах, военкоматах, органах УВД, менеджеры отправятся в городские структуры. Спрос на машиностроительные специальности по-прежнему очень высок: их приглашают заводы, автосервисы. К сожалению, студенты нередко предпочитают работу в частных фирмах. В основном из-за зарплаты. Заводы стараются привлечь ребят: принимают специальные программы по поддержке молодых специалистов. А при АО «Камов» был открыт филиал МАИ и организовано учебно-производственное обучение, так что ребята учатся в вузе и параллельно работают в отделах.

Востребованность специалистов наталкивается на желание школьников получать «престижные», «модные» специальности. Детям внушают, что иметь дорогую машину гораздо важнее, чем работать, тем более на производстве. Правда, средства массовой информации, насаждающие такое общественное мнение, забывают, что машины, на которых «нужно» ездить, кто-то должен собирать. Вот что говорит по этому поводу директор люберецкого техникума: «Техническое образование - это еще и образование, которое учит мыслить. Посмотрите, у нас половина правительства - это технари».

Специалисты предрекают, что скоро набор в техникумы сократится еще больше из-за наступающего демографического кризиса. Вместе с количеством детей неизбежно сократится финансирование образовательных учреждений. В этой сложной ситуации нужно будет найти возможность сохранить коллектив, материальную базу, качество образования в том виде и на том уровне, в каком они будут необходимы на демографическом подъеме, который также пророчат социологи.

Люберцы, Московская область