Но прежде чем расспросить об их содержательной части Зинаиду ПАЛИЕВУ, кандидата философских наук, заведующую кафедрой Красноярского госуниверситета, тесно сотрудничающую с колледжем, я все же не удержался от вопроса, почему именно к «глубинному» Ачинску обратили взоры ученые-лингвисты, педагоги, юристы и представители власти, заинтересованные в столь своеобразном предмете.

- Дело в том, - ответила Зинаида Ивановна, - что местный педагогический колледж уже более десятка лет, являясь центром культуры провинциального города, ведет действительно серьезные методические разработки. Здесь создана федеральная экспериментальная площадка по апробации коммуникативных технологий.

А попросту говоря, студенты разных отделений колледжа - будущие социальные работники, учителя словесности, изобразительного искусства, физического воспитания и другие - учатся грамотно и корректно, в соответствии с последними научными представлениями общаться с людьми, нуждающимися в социальной защите, с учениками, их родителями и друг с другом. Коммуникативная культура выпускников осознается как важнейшая составляющая профессионализма.

Все наработки по этой проблеме ачинцы включили в новые учебники, которые создаются здесь по заказу Министерства образования и науки РФ и будут использоваться во всех средних специальных учебных заведениях.

Конечно, все делается в тесном сотрудничестве ачинских педагогов с учеными из Красноярска, Екатеринбурга, Москвы и других городов. Приобщены к поискам и разработкам ачинцев даже такие звезды отечественного языкознания, как Н.Формановская, О.Лаптева и их коллеги по Институту русского языка им. А.С.Пушкина. Кстати, в ходе недавней научно-практической конференции живое общение с ними шло в режиме видеотрансляции Ачинск - Москва. Есть и такие возможности у колледжа, идущего в ногу со временем. Недаром среди наших ученых и практиков вынашивается идея создания «виртуальной кафедры», в состав которой вошли бы лучшие специалисты России по проблемам коммуникативной культуры и толерантности.

А пока в различных собеседованиях, конференциях участвуют не только ученые и педагоги, но и представители управленческих структур, работники социальной сферы, юристы, журналисты. Особенностью этих встреч и обсуждений уже стал их междисциплинарный характер. Много вопросов возникает как раз по практическим аспектам общения, скажем, по соблюдению и границам толерантности.

В самом деле, каковы пределы терпимости, снисходительности и смирения, вроде бы изначально присущих русскому, российскому менталитету? Учитывает ли «моду на толерантность» нынешний Уголовный кодекс РФ? И надо ли ее учитывать вообще? Согласитесь, трудно быть толерантным по отношению, положим, к террористам. Или - к обидчикам детей. А насколько ориентирована наша исправительная система на такую ценность, как терпимость? Такие вопросы не однажды вызывали острую полемику.

Ставятся проблемы и обобщенно-философского характера, и чисто прикладного. Скажем, совместима ли та же толерантность с современными научными взглядами на конфликт как основу существования социума? А как выражается она и ее антипод - интолерантность - в языке, в речи учителя или управленца, депутата?

- Всю нашу жизнь можно представить как бесконечную череду переходов из одного «коммуникативного пространства» в другое, - говорит Зинаида Палиева. - И порой эти переходы задают непростые задачки. Помнится, в качестве примера приводилась такая ситуация. Преподаватель культуры речи гуляет по улице, видит приближающуюся семейную парочку, вполне интеллигентную на вид, и вдруг слышит отборный мат, на котором общаются эти двое друг с другом.

В довершение всего в молодом человеке учительница узнает своего выпускника. Хоть завязывай глаза и беги! Но он, улыбаясь, останавливается и начинает говорить в соответствии со всеми правилами этикета, которым она его когда-то учила. Спрашивается: надо ли делать ему замечание по поводу общения с женой?

После бурных дебатов пришли к такому соглашению. С позиций толерантного сознания и поведения не стоит без спроса вторгаться в чужое коммуникативное пространство. Люди вправе выбирать нормы общения. Однако если твое «пространство» пересекается с другими, изволь уважать и щадить чужие уши, не сквернословь, не задевай чувства собственного достоинства унижающим его (по национальному, религиозному, половому, возрастному или имущественному признаку) обращением.

Пределы толерантности не должны быть размыты. Ведь чрезмерные терпимость и снисходительность граничат с беспринципностью, а то и перерождаются в приспособленчество и предательство. Весьма убедительно однажды высказался на сей счет один из главных собирателей научных сил вокруг проблемы коммуникативной культуры доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой риторики и общего языкознания Красноярского госуниверситета Александр Сковородников: «Я готов быть толерантным, но только до тех пор, пока не вижу в этом вреда нашей России, на благо которой не пожалею ни крепкого словца, ни здоровья, ни жизни...» И, кажется, большинство коллег с ним согласилось.

Ачинск - Красноярск