Главная героиня сериала адвокат Нина Метлицкая на первый взгляд самая обычная хрупкая советская девушка, которая жаждет любви и понимания. Она убеждена в высшей ценности справедливости. Однако в жизни ей все время приходится сталкиваться с обратным. Изменяет любимый человек, выгоняет из дома лучшая подруга, да и советский суд оказывается совсем не самым гуманным в мире. Трудности, как известно, закаляют, но как не превратиться от тяжести бытия в холодное и циничное существо, как сохранить веру в поруганные идеалы? Это один из главных проблемных вопросов сериала.
Героиня всякий раз попадает в новую для себя среду. Это может быть простая деревенская семья из провинциального Троицка, высокомерная советская богема, заводской коллектив со своими интригами и склоками, наконец, общество людей, борющихся за свободу. В каждом случае необходим не просто особый подход, но и полное вовлечение в чуждый и непонятный мир. Искреннее стремление Метлицкой к правде резко контрастирует с повсеместным конформизмом. Таким образом, мы наблюдаем переход от романтических порывов «оттепели» конца 1950‑х - начала 1960‑х к прагматичному брежневскому времени, когда собственные корыстные интересы начинают преобладать над истиной. Такое мировоззрение не предполагает заботы о человеческой жизни, которой вполне можно пренебречь.
Яркий пример - суд над ребятами, которых обвиняют в шпионаже и измене Родине. На самом же деле они только сфотографировали режимный объект для знакомого американца, который пообещал помочь им переехать в США. За это юного Михаила Резникова хотят приговорить к смертной казни. Его адвокатом и выступает Метлицкая, а ее коллега Илья Бруштейн защищает друга Резникова - Вадима Привальского. На процессе в полной мере проявляется разница в подходе к правосудию.
Девиз Бруштейна: «Чем меньше знаешь, тем лучше ведешь дело». Он строит свою речь на том, что во всем обвиняет Резникова - «ярого и убежденного противника советской власти». Подобный стиль «защиты» характерен для политических процессов сталинской эпохи, когда культ страха, желания выслужиться перед начальством, а главное - продемонстрировать верность высоким идеям партии и правительства в разоблачении «иностранных агентов» определяли психологию большинства тогдашних адвокатов, которые, по сути, становились на сторону прокурора. Таков и Бруштейн, успевший поработать еще при жизни вождя и впитавший в себя нравы того времени.
Метлицкая вступает на свое поприще с совсем другими нравственными установками. Для нее первостепенное значение имеют поиск истины и сохранение жизни и свободы невиновного человека. Отсюда и название сериала, отсылающее к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», точнее, к образу народного заступника Гриши Добросклонова, про которого автор говорит знаменитые слова:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Готовность пойти на жертву во имя правого дела, характерная для юных бунтарей еще ХIХ века, присуща и Метлицкой. Не случайно муж называет ее народоволочкой. Только в отличие от борцов с самодержавием она не бросает бомбы, а отстаивает справедливость, опираясь на принципы права.
При этом профессиональный аспект тесно переплетается с личной жизнью героини. В адвокатское сообщество она попадает во многом благодаря супругу, уже известному юристу, на суде ей становится плохо от подступающей беременности, а с очередным разбирательством появляется все больше мужчин, желающих использовать Метлицкую в своих целях. Таким образом, сериал приобретает заметное феминистическое звучание, отражая настроения эпохи. Высвобождение женщины из-под привычных представлений о роли матери, домохозяйки и ублажительницы сильного пола сопровождается большими страданиями и лишениями: потеря ребенка, отсутствие своего угла, а в случае с Метлицкой еще и злоупотребление алкоголем.
Однако и преимуществ от такой свободы немало. Главные из них - самодостаточность, непродажность, способность по-настоящему радоваться счастью близких и совсем незнакомых людей, будь то появление на свет племянника или оправдание мальчика, которого обвиняли в краже книг Ленина.
В сериале очень ярко показана советская действительность со всеми ее атрибутами. Характерной иллюстрацией становится процесс над инженером Гриневым. Его интимная жизнь выносится на всеобщее обсуждение. Перед нами демонстрация абсолютной несвободы человека в тоталитарном обществе, где контролируют не только твои политические взгляды, но и залезают в твою спальню. Коллектив доминирует над индивидуумом и решает, как ему вести себя и на работе, и в быту. Подтверждением выступает эпизод, когда Гринева осуждают его коллеги - нарочито безумные тетки, говорящие комсомольскими лозунгами. В то же время и сам подзащитный, которого обвиняют в доведении до самоубийства беременной возлюбленной, не безупречен. Он вскоре после трагедии собирается жениться на ее напарнице, которая преследует весьма корыстные интересы. Неудивительно, что после оправдательного приговора, когда Гринев благодарит Метлицкую за защиту, она отвешивает ему пощечину. Отказываться от своей принципиальности героиня не намерена.
Игра далеко не всех актеров кажется убедительной. Чувствуется некая условность, понимание, что это лишь кино. Хотя сам факт присутствия на современном отечественном телевидении сериала, где рассказывается о правозащитном движении, уже заслуживает внимания и всяческой поддержки. Да и исполнительница главной роли Мари Ворожи воплотила образ сильной, но вместе с тем ранимой женщины, несомненно, ярко.