Молодой педагог, который сегодня приходит в школу после высшего учебного заведения, как показывают анкетирование и изучение трудностей молодого специалиста, оказывается не готов к высоким требованиям, которые предъявляются к нему федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, профессиональным стандартом педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.
Для решения данной проблемы администрацией гимназии был разработан проект управления развитием кадрового потенциала «К вершинам педагогического мастерства». Новизна проекта заключается в:
- изменении подходов к управленческой деятельности путем организации тьюторского сопровождения молодых специалистов;
- осуществлении учета индивидуальных профессиональных интересов педагогов;
- результативности каждого молодого специалиста в прохождении маршрутов проекта.
Для организации качественного управления работой с молодыми специалистами назначается тьютор. В гимназии №12 тьютор - заместитель директора по УВР, курирующий деятельность по реализации ФГОС общего образования, коллега, стоящий на позиции наставника, сопровождающий учителя на этапе его профессионального становления и развития. Тьютор осуществляет взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом, муниципальными и региональными методическими службами, организует временное наставничество над молодыми специалистами, исходя из анализа их затруднений. Тьютор совместно с командой осуществляет проектное управление, которое направлено на решение следующих задач:
- обеспечивать успешную адаптацию и повышение мотивации к педагогической деятельности молодых специалистов;
- способствовать выработке и развитию профессиональных компетенций;
- вовлекать молодых специалистов в инновационную деятельность;
- развивать профессиональное мастерство молодых специалистов путем участия в конкурсах.
Для качественного решения данных задач тьютор на основе выявленных проблем и трудностей конкретного молодого специалиста совместно с ним выстраивает индивидуальную образовательную траекторию и с командой создает условия для продвижения по ней.
Тьюторское сопровождение при выработке определенных компетенций молодого специалиста содержит различные этапы, которые взаимо­связаны между собой, но не являются строго вертикальными.
Мотивационно-стимулирующий этап способствует адаптации молодого специалиста в новых условиях, направлен на выявление и осознание учителем своих профессиональных интересов. Для реализации данного этапа используются следующие формы: беседа, консультирование, диагностика, анализ. В ходе диагностики выявляются успехи и проблемы, которые испытывают молодые специалисты, которые учитываются при составлении индивидуального плана профессионального развития.
Содержательно-деятельностный этап направлен на выработку определенных компетенций, применение их на практике. На данном этапе каждый молодой специалист выбирает тему профессиональных интересов, выстраивает индивидуальный маршрут работы по ней. Здесь включается в работу педагог-наставник, который обладает компетенциями в необходимой области развития молодого специалиста. Педагог-наставник определяется тьютором в зависимости от установленных проблем и затруднений молодого специалиста.
Содержательно-деятельностный этап включает в себя разные формы работы:
- индивидуальную (самообразование, консультации, работа с тьютором, с наставником по индивидуальным затруднениям, создание собственной методической копилки);
- групповую (школа молодого специалиста, методическое объединение, творческие группы);
- массовую (семинары, научно-практические конференции, педсовет, конкурсы профессионального мастерства).
На этом этапе тьютор и наставники наряду с информационными используют продуктивные методы, в которых молодым специалистам необходимо проявить активное участие: проблемно-деловая игра, семинары, практические занятия, проектирование, просмотр видеофрагментов отснятых уроков, посещение и анализ открытых уроков, мастер-классы. Выбор формы зависит от решаемых задач.
На эмоционально-оценочном этапе происходит осознание значения формируемой компетенции, проявляется стремление к самореализации и рефлексии. Способы работы с учителем на данном этапе - помощь в составлении технологической карты урока, оформление результатов изучения профессиональных интересов.
На заключительном этапе идет представление молодыми специалистами презентации своих профессиональных интересов.
Все эти этапы и были положены в основу индивидуального сопровождения молодого специалиста, которому предлагается освоение маршрутов:
    «Шаги к успеху». Он включает в себя освоение индивидуального методического маршрута, количество «шагов» которого определяется на основании начальной диагностики и запросов молодого специалиста. Весь маршрут основан на SMART-цели и приоритетных направлениях работы молодого специалиста. Особенностью реализации индивидуального методического маршрута является освоение площадок профессионального роста молодым специалистом в тесном сотрудничестве с педагогом-наставником. Под площадкой мы понимаем творческую группу по профессиональному развитию молодого специалиста в сотрудничестве с тьютором, педагогом-наставником и другими специалистами гимназии. Например, при работе с молодым специалистом - учителем начальных классов был разработан методический маршрут «8 шагов успехов», который включал освоение восьми площадок, например:
- «Учитель-профессионал». Задача: подготовка к прохождению аттестации на первую квалификационную категорию. Молодой специалист применяет современные технологии, готовит статью к публикации, участвует в конкурсе профессионального мастерства и т. д.;
- «Учитель-специалитет». Задача: освоение модулей ФГОС. Данные модули включают в себя изучение теоретического материала, выполнение практических заданий с дальнейшим применением на уроках по темам «ФГОС: особенности реализации», «Универсальные учебные действия», «Система оценки достижений обучающихся», «Рефлексия деятельности»;
- «Учитель-сотрудник». Задача: освоение организационных навыков в работе с администрацией, коллегами, учащимися и их родителями.
Руководит школой молодого специалиста заместитель директора по УВР. Темы занятий определяются совместно с тьютором. Для проведения занятий привлекаются опытные учителя.
Все занятия в школе молодого специалиста проходят в деятельностном подходе, имеют следующую структуру:
1) представление целей, задач;
2) выявление ожидания (записи на стикерах, таблица «Знаем - хотим узнать - узнали»);
3) актуализация проблемы, формирование мотивации;
4) информационный блок - логически завершенные части работы с источниками информации, наглядные материалы, дискуссии, ролевые игры, активные методы;
5) приобретение практических навыков - самостоятельная работа в режиме интерактива;
6) рефлексия, ожидание, оценка.
    «Восхождение». Молодой специалист включается в работу одной из творческих групп по направлениям инновационной работы гимназии: «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС», «Центр духовно-нравственного развития и воспитания», «Марафон предприимчивости как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся». Участвуя в инновационной деятельности, молодой специалист приобретает опыт по определенной теме, подготавливает методический продукт и затем демонстрирует его в рамках муниципального или регионального конкурса. На данном маршруте обязательно осуществляется сопровождение молодого специалиста результативным в конкурсном движении педагогом. При необходимости привлекаются методисты муниципальной службы. Так, среди молодых специалистов - победители конкурсов: областного конкурса «Новая волна», регионального этапа Всероссийского фестиваля-конкурса молодых учителей-словесников «Территория творчества», муниципального этапа областного конкурса «ИТ-педагог Кузбасса», межрегионального конкурса «Электронное портфолио молодого педагога».
    «Точка роста». Молодой специалист демонстрирует личный профессиональный рост по итогам учебного года на гимназическом фестивале «Точка роста». На этом же этапе проводится анализ результатов для аттестации на присвоение первой квалификационной категории. При достаточных достижениях осуществляется сопровождение в подготовке заявления на присвоение квалификационной категории. Следует отметить, что 100% молодых специалистов гимназии по итогам первого года работы присваивается первая квалификационная категория.
Таким образом, организованное управление процессом адаптации и становления молодого специалиста имеет свои социальные эффекты:
1. Тьюторское сопровождение позволяет сделать процесс профессионального самосовершенствования индивидуальным и мобильным, дифференцировать и оптимально использовать внешние и внутренние факторы, способствующие профессиональному росту педагога; своевременно выявлять и динамично реагировать на причины, порождающие профессиональную неудовлетворенность, формировать общие позитивные профессиональные установки, актуализирующие личностный потенциал педагога.
2. Освоение индивидуального методического маршрута способствует устранению личных профессиональных затруднений, выявленных при первоначальной диагностике.
3. Овладение молодыми специалистами - участниками школы молодого специалиста знаниями, умениями и компетенциями, которые необходимы в современном образовании, в требованиях профессионального стандарта «Педагог», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования; включение в практику своей педагогической деятельности современных образовательных технологий, включая информационные, а также электронных образовательных ресурсов.
4. Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует быстрому развитию профессиональных компетенций, умению обобщать опыт инновационной деятельности.
5. Демонстрация личных профессиональных достижений при прохождении маршрутов на гимназическом фестивале «Точка роста» повышает мотивацию к педагогической деятельности молодых специалистов.
Как показывают промежуточные результаты реализации проекта, на сегодняшний день нам удается на 100% обеспечить сохранность контингента молодых специалистов, вовлечь их в инновационную деятельность, способствовать устранению затруднений, выявленных при первоначальной диагностике. И как результат по итогам первого года работы 100% молодых специалистов присваивается первая квалификационная категория.

​Ирина ВЕРБОВАЯ, Елена НЕВЕДРОВА, гимназия №12, Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область