В нашей станице проживают 19,5 тысячи человек. Пожалуй, для сельского поселения это достаточно много. Оценить численность населения можно, ориентируясь на количество школ, а их у нас целых пять. Казалось бы, в условиях села, в котором можно из одной крайней точки до другой дойти при желании пешком, школы должны конкурировать друг с другом, стараясь привлечь к себе большую часть детей. Возможно, так оно и есть. Но не с нашей школой.
Сейчас у нас обучаются 804 человека при расчетном количестве 465. Школа работает в полные две смены. Каждый год к нам приходят около сотни первоклассников не только по месту жительства, но и со всей станицы, а зачастую из близлежащих сел. Во время учебного года мы принимаем ребят из других школ станицы, и это не обязательно отличники, которых мы сманиваем для улучшения результативности работы школы. Очень часто это те ребята, которые сменили не одну школу, не блещут отличными отметками, являются частыми гостями КДН…
Что заставляет ребят ходить в школу далеко от дома? Что заставляет родителей возить своих детей из другого села, да еще и в разные смены, если учеников в семье несколько? Что приводит к нам тех, от кого фактически отказались другие школы?
Может, наша школа представляется им волшебным замком, где в любого ребенка чудесным образом вкладываются знания и манеры, а никаких проблем не существует вовсе? Да нет, все понимают, что это совершенно не так. С недавних пор мы сами задаемся вопросом: чем мы привлекаем детей и их родителей? Попробуем ответить на него в нашей статье.
Наша школа старейшая в станице, поэтому ее история начинается немногим позже основания самой Зеленчукской, с 1890 года. Открылась она как казачья школа в здании, ныне являющемся одним из наших корпусов, к сожалению, на данный момент аварийном. Второй корпус был построен в 1936 году, сейчас в нем кабинеты технологии, родного языка, изо и спортзал. И, наконец, основной корпус школы - трехэтажное здание, введенное в эксплуатацию в 1965 году.
Школа расположена в центре станицы, образуя с находящимися неподалеку спортивной школой и школой искусств, стадионом и Домом культуры единый образовательно-культурный комплекс, в котором детям удобно получать общее и все виды дополнительного образования. Такое удобное расположение делает нашу школу уникальной среди всех пяти школ станицы. Не в этом ли секрет ее популярности? Однако есть и огромная проблема, нивелирующая все плюсы расположения школы.
Еще недавно все три здания принимали учеников, и в самом старом корпусе размещалась вся начальная школа, хоть и в две смены, но все же отдельно от среднего и старшего звеньев. Безусловно, в таких условиях нам удавалось лучше создавать пространства, педагогически и психологически согласованные с возрастом детей и их потребностями. Главная проблема с перегруженностью школы возникла, когда построенная, казалось бы, на века нашими прадедами бывшая казачья школа все же подвела потомков - появилась трещина в несущей стене, здание признали аварийным. Шумная началка поселилась в основном здании. С тех пор мы работаем фактически в режиме коммунальной квартиры, и эта проблема известна не только в станице, но и в Министерстве образования и науки КЧР, нам обещают помочь уже который год…
Тем не менее, зная о нашей проблеме с аварийным зданием, к нам продолжают приходить дети и родители. Мало того, у нас есть дети, которые, начав с нас, сменили все станичные школы и вернулись. На наши вопросы «Почему?» их родители отвечают: «У вас мы спокойны за своих детей, какими бы они ни были».
Да, мы работаем для детей и во благо детей. В центре нашей системы работы ребенок с его способностями, потребностями, проблемами и мечтами. Каждый ученик - это член нашей большой школьной семьи, в которой мы стараемся защитить то, что так быстро проходит, - детство и его потребности.
Начнем с организации школьного пространства. Конечно, здание школы перегружено, в таких условиях нам не удается разделить учеников по возрастным группам. Тем не менее мы пытаемся на каждом этаже во всех учебных сменах создать гармоничный разновозрастный коллектив, общение в котором напоминает общение детей в семье, когда старшие служат примером для младших и защищают их, а младшие в свою очередь перенимают опыт и учатся у старших. Такой подбор получается не всегда с первого раза, однако результат того стоит. Детское школьное самоуправление, дежурство классов по школе помогают еще лучше организовать школьное пространство для комфортного пребывания каждого ребенка в стенах нашей школы. Кроме зданий еще одним важным местом школы является ее территория. Так как школа была основана очень давно, то и территория ее достаточно обширна, собственно, как и у многих сельских школ. Мы считаем, что двор школы - возможно, самое детское из всех школьных пространств с его игровыми и спортивными площадками, укромными уголками, где можно помечтать, расчерченными для игры в «классики» дорожками и велосипедными круговыми треками, где ребята готовятся к соревнованиям.
А еще во внешкольное время именно во дворе школы можно каждый день увидеть наших учеников, которые просто приходят сюда погулять, пообщаться, посекретничать, а это значит, что территория их интересов и территория школы во многом совпадают «при наложении», как принято говорить в геометрии при определении равенства фигур.
Уже было упомянуто, что школа находится в шаговой доступности от всех учреждений дополнительного образования нашей станицы, а это значит, что дети имеют возможность безопасного и быстрого перемещения между ними. Нашим ученикам не приходится, как в крупных городах, организовывать сложный маршрут дневных перемещений. В условиях сельской школы они имеют возможность не задумываться об этих взрослых вещах и вместе с тем имеют доступ к дополнительному и общему образованию, как и городские ребята.
Конечно, в городских школах обучающиеся имеют совсем другие возможности, особенно связанные с техническим оснащением. Тем не менее мы считаем, что и в сельской школе можно создать условия для обучения ребят, чтобы на выходе они могли составлять конкуренцию и при поступлении в вузы, и в дальнейшей жизни. Эта идея и послужила основой для проекта «Развитие интеллектуальных способностей обучающихся» - «Интеллект», над реализацией которого мы работали пять лет.
Основной целью проекта стало создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей школьников, их ключевых компетенций, выявление одаренных обучающихся, их самореализация и профессиональное самоопределение в контексте сохранения природы детства в образовательном пространстве школы.
Наш проект изначально и во время реализации был направлен на то, чтобы наши обучающиеся, наши выпускники были конкурентоспособны по сравнению с учениками не только сельских, но и городских школ.
Наш новый проект называется «Новое взаимодействие», и его идея в том, чтобы начать сетевое сотрудничество с образовательными организациями, имеющими более широкие возможности, чем у нас.
Так, уже заключен договор о сотрудничестве с Кавказским математическим центром (КМЦ) Адыгейского государственного университета (г. Майкоп). Наши ученики уже участвовали в проводимых им летних научных школах и в Международной Кавказской олимпиаде, наши учителя принимали участие в творческих конкурсах и курсах повышения квалификации КМЦ. Теперь мы готовимся стать опорной школой КМЦ в нашем регионе, чтобы стать тем местом, где любой ученик может начать очно-заочное обучение в КМЦ, получить возможность участия в мероприятиях центра, встретиться с известными учеными, лекции которых будут организованы в опорных школах… Спектр возможностей велик, поэтому мы с радостью и надеждой на будущее начинаем эту новую для нас работу.
Кроме того, мы начинаем сотрудничество с образовательными организациями, имеющими возможность дистанционного обучения учителей, так, например, заключен договор с гимназией №14 г. Глазова Удмуртской Республики, и наши учителя уже принимают участие в вебинарах этой гимназии.
И второе новое направление в нашем проекте - ранняя профориентационная работа, которую мы планируем проводить совместно с родительским сообществом. Идея этого направления возникла в декабре 2018 года, когда наша делегация приняла участие во Всероссийском форуме «ПроеКТОриЯ».
Существует реальная проблема оттока кадров из регионов, нехватки рабочих мест, отсутствия информации об актуальных для региона профессиях. Выпускники подчас идут в вуз по желанию родителей, а мы хотим сделать этот выбор осознанным и направленным на пользу нашего региона. Мы ставим перед собой следующие задачи:
- с помощью родительского актива проводить профориентационные экскурсии и поездки на предприятия нашего региона;
- наладить связи с вузами и ссузами нашей республики и соседних регионов.
Реализуя идеи наших проектов, мы можем констатировать в наших учениках растущий уровень коммуникативной культуры, компетентностей мышления, способность ставить высокие цели и вырабатывать совместно с педагогами пути для их достижения, при этом они не становятся эдакими маленькими взрослыми, они обычные сельские дети, которые осваивают все предоставленное им в наших условиях пространство. А для того чтобы это детское пространство имело как можно больше точек соприкосновения с образовательным пространством школы, наш коллектив ведет помимо обучающей еще и разнообразную воспитательную работу.
Мероприятия воспитательной направленности в сельских школах, безусловно, отличаются от мероприятий в школах крупных городов. Самое крупное учреждение культуры шаговой доступности у нас - это районный Дом культуры, тогда как в распоряжении городских ребят театры, музеи, технопарки и т. д.
Зато у нас гораздо выше уровень простого человеческого тепла! Наши ребята навещают ветеранов и помогают им, не забывают учителей-пенсионеров, шефствуют над малышами в детских садах. В наш летний пришкольный лагерь ребята с удовольствием ходят весь июнь и всегда просят продлить его на все лето! Наши ученики с удовольствием участвуют в самодеятельных концертах, спортивных соревнованиях, конкурсах творчества.
А главное - то, что все, что наша школа делает уже многие годы, и сделало ее настоящей территорией детства, где каждый ребенок чувствует себя нужным и уверенно шагает в завтрашний день. А вместе с ними идем и мы. Всегда рядом.

​Елена ВЕЛИЧКО, учитель истории и обществознания, директор школы; Мадина ТАГАЛЕКОВА, учитель химии и биологии, заместитель директора по учебной работе; Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики, Карачаево-Черкесская Республика