Деревянные и каменные, двух- и одноэтажные, основные, средние, с печным отоплением и только начальные. Сегодняшние школы Карелии разные не только по ступеням обучения, но и своему состоянию, ресурсности, социальному и количественному составу. Поэтому и сложно говорить о том, как все образовательные организации северной республики перейдут на дистанционное обучение. Это проблемно еще и потому, что в школах, расположенных в районах, не всегда есть Интернет или его скорости недостаточно, чтобы наладить это самое обучение через компьютер. Не во всех семьях, где живут школьники, есть стационарные компьютеры и ноутбуки. Иногда, чтобы с мобильного телефона позвонить на «большую землю», необходимо «к тому пригорку» подойти, у «большой сосны» остановиться.

Трудности перехода
В Ассоциации сельских школ Карелии не сомневаются, что все сложности, связанные с обеспечением негородских школ компьютерами, связью и учителями, создавшаяся ситуация высветит. Загруженные до предела педагоги ведут в сельских школах по несколько предметов. На данный момент учителя готовятся к тому, чтобы перестроить работу под новые требования безопасности. Как это пройдет в школах, где нет Интернета, как работа будет организована в сельской местности, «Учительская газета» обязательно расскажет в ближайшее время.

Новый формат. Подготовка
к дистанту
Непонятного много как для учителей, так и для управленцев от образования. Пока городские и сельские педагоги, работа которых выстроена с участием Интернета, выходят на связь с родителями и учениками привычным образом: электронный дневник и группы в социальных сетях. Расслабленное время каникул, оно в Карелии ограничено 6 апреля, дает время учителям настроиться на перемены, а семьям - принять неизбежное: учеба в четвертой четверти превратится в новый формат взаимодействия. Сколько, как именно и в какой форме это продлится, уверенно не говорит никто.
Как только школьники вышли на весенние каникулы, в Министерстве образования республики приступили к работе. О том, что часть сельских школ не обладает необходимыми ресурсами для организации дистанта, здесь известно. Наталья Кармазина, первый заместитель министра образования Карелии, рассказала «Учительской газете» о встрече рабочей группы по организации образовательного процесса в условиях, созданных новой коронавирусной инфекцией.
- Мы нацелены на обучение школьников с использованием современных дистанционных технологий. Методическим центром сопровождения обучения выступит Карельский институт развития образования. Именно его специалистам поручено обучить педагогов вести уроки по-новому - с использованием актуальных образовательных платформ. Участники группы также проанализировали методические рекомендации и существующие электронные образовательные платформы. О ресурсах «Виртуальной школы» рассказала директор Петрозаводского педагогического колледжа Оксана Старшова. Портал используется для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в образовательных учреждениях Карелии. В школы республики направим информационные письма и методические рекомендации по организации работы с использованием дистанционных технологий. Уже сейчас определены и направлены в органы местного самоуправления контактные телефоны, по которым педагоги могут задать волнующие их вопросы относительно организации образовательного процесса в новых условиях, - рассказала первый замминистра.

Риски полного перехода. Подготовка учителей
Вопрос организации обучения с применением дистанционных технологий - одна из тем, в которых разбирается Екатерина Либерцева, учитель информатики, заместитель директора лицея №1 из Петрозаводска. Учительница уверена, что к полному переходу на дистанционное обучение система образования не готова.
- Ситуация с необходимостью перехода только на дистанционные формы обучения эту неготовность подсветила. Нельзя сказать, что трудности возникают со стороны только одного из участников образовательных отношений. Есть педагоги, которым сложно воспринимать новые форматы, отсутствуют бесплатные платформы, включающие в себя все инструменты обучения, есть семьи, в которых нет гаджетов, есть населенные пункты, в которых достаточный для работы Интернет только на территории школы, - поясняет педагог сложность создавшейся ситуации. - Поэтому подготовка к переходу на обучение с применением дистанционных технологий требует комплексного подхода.
Страхи родителей
Конечно, к новшествам, которые ждут школьников, и родители относятся неоднозначно. Некоторые считают, что нет ничего страшного в том, чтобы задержаться дома на пару недель карантина.
- Кажется, ситуация намного серьезнее, чем пара недель. Возможно, дети пойдут в школу только в сентябре - октябре 2020 года, - говорит писатель Вера Голицына, мама школьницы из Петрозаводска. При этом родительница уверена, что ей необходимо организовать обучение дочери дома, но как именно это будет сделано, пока законному представителю ребенка неясно. В принципе мама пятиклассницы готова заплатить, чтобы обучение в Сети организовали профессионалы, чтобы потери в программе были минимальны. «Я понимаю, что самое важное сейчас - сохранить здоровье и пережить это непростое время», - говорит она.
«Так уж случилось, что у нас папа уехал в командировку в другую страну, а я осталась одна с тремя детьми, - говорит Ольга, фрилансер. - Получается, все трое школьников будут находиться дома, я должна работать, готовить, выполнять домашние дела. Как физически успеть сопроводить каждого ребенка в учебе, ума не приложу. У нас нет трех отдельных компьютеров - для каждого школьника. Уже сейчас читаю в Интернете, что детям снижают оценки за не сданные вовремя задания... Что ждет нас в ближайшие месяцы?»

Неполный объем дистанта. Прогноз
Детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев говорит о том, что в реальности существуют некоторые элементы дистанционного обучения, которые не отвечают в полном объеме задачам образования.
- По моей информации, учителя в основном направляют ученикам задания для самостоятельного освоения нового материла или закрепления уже пройденного, при этом ученик остается один на один либо с учебником, либо с видеоуроком, если учитель смог обеспечить ученика данным учебным материалом. Нет сопровождения этого процесса тьютором, который является неотъемлемым участником образовательного процесса в случае организации обучения с использованием дистанционных форм, - считает омбудсмен.
Дистант же, уверен уполномоченный по правам ребенка в Карелии, предполагает индивидуальную работу с каждым отдельно. В случае если учитель готов общаться со всем классом одновременно (видеоконференция), то возникают сложности у учителей в части наличия соответствующего оборудования и знаний по организации такого рода подключения и коммуникации. «Большинство школ сегодня не готовы вести полноценную образовательную деятельность с использованием ИКТ. Безусловно, есть лидеры среди образовательных организаций, которые покажут некий результат, но это небольшой процент от общего числа школ. В сложившейся ситуации, уверен, начнется форсирование в освоении технологий дистанционного обучения, что, наверное, изменит ситуацию, но остается вопрос готовности учителей к переходу на новые формы взаимодействий с учениками и освоению новых технологий», - прогнозирует Геннадий Сараев.

От первого лица

Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Карелии:

- Не только Карелия, но и вся страна впервые столкнулась с таким масштабным внедрением дистанционных технологий. Безусловно, нужно вести разъяснительную работу с родителями и обеспечить выполнение образовательных программ. После каникул школьники Карелии перейдут на дистанционное обучение. Карельским институтом развития образования (КИРО), который стал методическим центром, в том числе для реализации дистанционного обучения, разработан ряд рекомендаций. На сайте КИРО создан раздел «Дистанционное обучение школьников», где размещается актуальная информация для педагогов и администраций школ об организации обучения с использованием дистанционных технологий: методические рекомендации; перечень бесплатных интернет-ресурсов; перечень ресурсов для онлайн-обучения. 1 апреля 2020 года запланировано проведение информационно-методического вебинара, на котором будут проанализированы существующие нормативные документы, методические рекомендации, ресурсы и практики. В КИРО назначены координаторы для индивидуально-консультативной помощи педагогам, организованы курсы повышения квалификации педагогов по вопросам дистанционного обучения школьников.

Елена КОЛЕЧЕНОК, региональный координатор Российского движения школьников в Карелии, Петрозаводск:

- В ситуации, когда школьники вышли на продолжительные весенние каникулы и впереди очень вероятный переход на дистанционное обучение, команда РДШ будет искать конструктив! Продумывая формат мероприятий, сразу же будем разрабатывать два варианта - очные события и встречи в режиме онлайн. Сейчас уже составляем подборку полезных Интернет-ресурсов, разрабатываем онлайн-марафоны, когда в течение недели можно ежедневно выполнять творческие и развивающие задания. Рады, что школьные активы РДШ подключаются к социальным акциям помощи тем, кому она нужна во время такого сложного периода. Всероссийский проект #МыВместе поддерживаем и словом, и делом.

Константин Тарасов, проректор по учебной работе Петрозаводского государственного университета:

- Мы не настаивали на том, чтобы преподаватели использовали какую-то одну платформу. Одни пользуются непосредственно электронным образовательным порталом университета. Созданный несколько лет назад, он содержит целый ряд ресурсов, способных электронно поддерживать изучение той или иной дисциплины: есть возможность и читать лекции онлайн, и общаться с преподавателем, и выходить в электронные библиотеки. Еще один цифровой сервис, созданный за последний год, - это портфолио студентов. Он также позволяет организовать доступ к материалам той или иной дисциплины, а также организовать чат с преподавателем (как индивидуальный, так и групповой) и рассылку учебных материалов для студентов. Кроме того, университет пользуется еще двумя системами дистанционного обучения - Moodle и Blackboard Learning. Многие преподаватели взяли на вооружение систему видеоконференций Zoom (на сайте ПетрГУ размещена подробная инструкция о том, как ею пользоваться), а также системы электронного обучения, которые предлагают сеть «ВКонтакте» и платформа Microsoft Teams. Протестирована и готова к использованию очень удобная и простая в установке и эксплуатации система видео-конференц-связи TrueConf, которую еще предстоит усвоить большинству наших преподавателей. В январе 2020 года образовательные программы ПетрГУ проходили государственную аккредитацию. Подготовка к ней позволила обучить сто процентов преподавателей пользоваться нашей электронной информационной образовательной средой. Именно поэтому основные компетенции у наших коллег есть. Учитывая тот факт, что не все дисциплины можно изучить дистанционно, университет перестраивает в случае необходимости учебные планы: ряд дисциплин будет изучаться позже, изучение каких-то предметов переносится на следующий семестр и т. д.

Петрозаводск