Если студент окончил техникум, пошел работать на завод и там решил сделать карьеру, ему надо было обязательно поступить в вуз (например, заочно) и стать инженером. Причем знания ему были совершенно необходимы, иначе бы он просто не получил диплом. Поэтому учебная мотивация такого студента была вполне обоснованна. А вот если человек уже работает, скажем, в торговле, но ему для каких-то целей понадобились «корочки», то тут вполне возможна полная имитация при отсутствии желания учиться. «Зачем мне ваши высшая математика и античная философия, ведь я и так хорошо зарабатываю, без ваших университетов, а что до диплома, то он нужен просто так, для «галочки»!»
Словом, для человека мотивированного заочное образование (включая школьный экстернат) вполне может быть качественным. А теперь давайте сравним это с тем, что есть сегодня. Сейчас есть три группы проблем.
Первая касается соотношения онлайн- и офлайн-образования. Одно дело, когда тебе по Интернету присылают задания, которые ты можешь выполнять в любое удобное для тебя время, и другое - в строго определенное время выходить на связь с учителями разных предметов. Возможно, главная беда нынешнего момента в том, что всех обязали перейти на дистанционное обучение, подразумевая под ним именно его онлайн-версию. А это значительно сужает пространство для маневра! Скажу больше: многие дети прямо говорят, что от занятий, которые требуют постоянного нахождения за компьютером в режиме вебинара или лекции, они устают гораздо сильнее, чем в школе.
Вторая группа проблем заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев полноценное среднее образование дистанционно получить можно лишь при условии организации практической деятельности. Чтобы на физике дети ставили опыты с электричеством, на химии смешивали настоящие вещества в пробирках, а не на экране, на уроках технологии реально собирали лего-конструкции или роботов и так далее. А сейчас этого нет. Поэтому нам имеет смысл внимательно изучить опыт Австралии, где много расположенных друг от друга фермерских хозяйств, и детей сложно доставлять каждый день из дома в школу. Там организовали одновременно три формы - онлайн-, офлайн- и фейс-ту-фейс-образование. То есть вступительное занятие по Интернету проводят для всех, открывают общий чат, а потом каждый ученик получает либо компакт-диск, либо набор файлов с заданиями, которые надо выполнить. И если у него что-то не получается, всегда можно спросить у одноклассников в чате, поискать информацию в Сети или задать вопрос учителю. Каждую неделю проходят коллективные консультации с педагогами. Но время от времени всех ребят обязательно вывозят в школы, где они работают с приборами, реагентами и инструментами. То есть практика - обязательное условие полноценного образования. Итоговая аттестация, где это возможно, проходит с использованием компьютерного тестирования, а где требуется творчество - при непосредственном общении с экзаменатором.
Наконец, третья группа проблем связана с образовательным контентом, по которому работают наши учителя и ученики. Кто сказал, что современного школьника надо учить именно этому и в таком объеме? Наше среднее образование до сих пор страдает избыточностью и несбалансированностью. Но это касается как заочного, так и очного образования.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ - научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.