Теория - изучение правил, практика - изучение исключений. Мне в педагогику довелось прийти с конца третьего курса университета, то есть к получению диплома было два года педстажа. День начинался с уроков утром, продолжался обедом без права на него: нужно было бежать в университет, а там до вечера лекции о том, как должен происходить, но почему-то никогда не происходит педагогический процесс. Как страшный сон, вспоминаю словесные баталии с преподавателем теории и методики обучения информатике. Переубедить преподавателя, которая в школе не работала последние несколько десятков лет, что процесс обучения в школе происходит далеко не так, как нам преподносится, было невозможно. Пришлось плюнуть на объективность, сдать курс как аксиому, а доучиваться самостоятельно. Но университетские знания не бесполезны: во всех предметах, даже самых теоретических, была возможность опробовать разные формы творческой и научной работы. Опыт подготовки мультимедийных ресурсов, выступлений на конференциях, участия в КВН, олимпиадах пригодился в преподавательской деятельности. В нашей работе обучение формам иногда полезнее обучения содержанию. Спросите, почему? А из чего в большей степени строится наша личность - из знаний или из переживаний?
Одна из частых претензий к вузам - студентов мало готовят к практике работы в школе. По-моему, подготовить к работе с детьми может только работа с детьми. Многие ли пловцы научились брассу на берегу? Наша работа предполагает обязательное погружение в педагогическую практику, так же как обучение на врача невозможно лишь на манекенах. При этом считается, что право работать в школе дает только педагогическое образование. Но на конкурсе «Учитель года» мы познакомились с замечательным педагогом из Тверской области Михаилом Ракитиным. Михаил пришел в школу не из педагогического вуза, но в его компетентности сомневаться не приходится: увлеченность, творчество, внимательность к деталям, талант и живая душа сделали его образцовым учителем в глазах детей, а это ли не лучшее признание? Не пора ли нам пересмотреть некоторые истины? В школе могут работать люди и без педобразования, они могут дать школьникам полезные знания и навыки, которые не доступны выпускникам педвузов.
Область соприкосновения, центр тяжести этих позиций - преподавание опирается на личность педагога в большей степени, нежели на его знания. Но развитие его навыков и приобретение опыта не могут быть беспредметными. А отправной точкой должна быть педагогическая теория. Значит, стоит сместить акценты высшего образования, уравновесив теорию с практикой - уроками, погружениями, педагогической работой с реальными детьми, а не просто с другими студентами. И делать это с самых первых курсов. Мой путь в школу, например, начался со школьных дней самоуправления и тематических классных часов в младших классах, именно тогда я понял, что мне эта работа нравится.

О современных детях и цифровизации
Цель и суть нашей работы - совершенствование детей. Совершенство недостижимо, но задает вектор. В последнее время популярны исследования уникальности современных детей, какие они - «цифровые аборигены», поколение Z, чем отличны от своих родителей, в чем нас превосходят, а где испытывают проблемы. Обобщая разные данные, рисуем портрет современного ученика: высокая скорость восприятия, но слабое внимание, сниженное время концентрации, трудности с обработкой больших объемов информации (клиповое мышление), ослабленное воображение, но прекрасная способность к коллаборации при условии, что у ребенка решены проблемы самооценки. Такие ребята плохо абстрагируются от реальности, но вот как раз практические задачи решают хорошо. Они быстро ориентируются в разных информационных потоках и способны за минуту найти любую информацию, но не глубоко ее понять.
Нынешние образовательные программы должны компенсировать трудности ребят. Но вместо этого получаем ненависть школьников к таким фундаментальным наукам, как математика, физика и химия, потому что большая часть этих предметов развивает навыки мышления, не отвечая на самый разумный вопрос: где это пригодится и как может быть использовано? Примерный ответ учителя: «Вы поймете, зачем нужно решать квадратные уравнения, когда будете изучать баллистическое движение». Быстро ориентирующихся в мире информации детей такой ответ не устраивает, потому что они привыкли быстро находить ответы на свои вопросы. И наша как педагогов задача показать, что между поиском информации и пониманием есть существенная разница. Понимание начнется тогда, когда предмет изучения войдет в проблемную зону ребенка. Мы нуждаемся в качественной переработке содержания учебных дисциплин, когда любой самый сложный материал предваряется блоком практической ориентации или отсылкой на его использование. В школу пришел ребенок, которому мало дать лимоны, нож и графин, его сперва следует угостить лимонадом. Такого подхода придерживаются педагоги школы развивающего обучения Эльконина - Давыдова, но их опыт не может быть просто перенесен на среднюю школу, дети не успеют освоить учебную программу, так она загружена.
Из многих мнений вычленяем идею центра тяжести: классическое фундаментальное ядро образования требует переработки в области подходов к преподаванию, прежние формы устарели. Требуется труд многих ученых и педагогов, которые вместе сделают его значимым для ребенка и практико-ориентированным. Для чего нужна сложная теория, если большая часть школьников ее не понимают? А научная картина всегда выстраивалась учеными-одиночками.

О современном уроке
Признаюсь, недолюбливаю это словосочетание. Как будто речь идет о моде. Какие шляпки будут в тренде этим летом? Какие педагогические приемы будут популярны в новом году? Предлагаю изящный ход: давайте вместо слова «современный» будем говорить «своевременный урок». Сразу образуются смыслы и вопросы, над которыми стоит задуматься. Что значит своевременный? Это про время, про школьников или про содержание урока? Собственный ответ будет для вас ценнее, чем мои размышления.
Большая часть школьной программы опирается на знания прошедших эпох, современные исследования в ней практически не изучаются. Математика базируется на открытиях, сделанных до нашей эры и до начала ХIХ века. Основу школьной физики составляет классическая механика, основные положения которой не обновляются с конца ХIХ века. Учебники по этим дисциплинам останутся актуальными еще многие годы. Но как быть с информатикой, принципы которой активно развиваются? Учебник по информатике уже устарел, как только дошел до школы! В этом году наша школа стала участником проекта «Информатика 7 класс» компании «Яндекс»: изучение предмета посредством специализированной онлайн-платформы, материал которой поддерживается в актуальном состоянии специалистами IT-области. Я вижу разницу не только в содержании, но и в отношении детей к предмету. Представьте восторг ребенка, который в первый же месяц с нулевого уровня уверенно работает в «облаке», а на третий месяц обучения предмету уже проектирует 3D-модель своего дома. Это стало возможно благодаря объединению усилий IT-специалистов, которые знают, чему учить новое поколение, ориентированное на дальнейшую работу в их области, и педагогов, которые могут грамотно дозировать и преподносить учебный материал для конкретных школьников. А для проверок пришлось закупить учебники: будут лежать в классе, напоминая о бесполезных тратах и косности нормативных актов.

О направленности образования
Ученые и практики развивают все новые и новые направления в педагогике. Когда-то я думал, что смогу изучить все, сегодня понимаю, что не могу претендовать на глубокое понимание даже фундаментальных наук. Хорошо ли, что такая важная наука расползается лоскутным одеялом разных подходов и мнений? Я верю, что в любом деле есть связующая идея и в педагогике появится этакая теория всего. Возможно, термин «центр тяжести» - грубая метафора, но он дает обобщенное понимание этой целостности. Наклонитесь и понаблюдайте, как сама собой опорная нога выступит вперед, чтобы удержать равновесие. Вы задумывались над этим в процессе движения? Заранее планировали движение ноги? Нет, для движения достаточно сдвинуть центр тяжести, а не думать о том, какой ногой и в каком порядке идти. Метафора центра тяжести природосообразна, как и сама педагогика. В центре нашей науки - личность и ее жизненный опыт. Будь то ученик либо учитель, их опыт проживания мира - ключ к замочной скважине образования. Идея получения жизненного опыта обеспечивает целостность педагогики. Такую педагогику мы вполне можем назвать по-новому холистической педагогикой (от лат. holistic - «целостный»). Над такой педагогикой мне хотелось бы работать всю жизнь.

Об образе педагога в СМИ
О школе и педагогах не пишет только ленивый, тема обсуждается политиками, учениками, их родителями и самими работниками образования. СМИ пестрят горячими педагогическими темами - негативные новости вообще продаются легче. Не уделяйте слишком много внимания инфополю, в котором не первое десятилетие идет инвентаризация нижнего белья. Давайте подавать котлеты отдельно от мух.
Почему-то в общественном сознании культивируется положительный образ педагога как человека самоотреченного, думающего в первую очередь о детях, обществе, государстве и в последнюю - о себе. Он непременно должен гореть работой и «пахать на износ». Нет ничего удивительного, что этот образ идет вразрез с реалиям, ведь он не предполагает человека, он скорее про винтик или часть системы. На этом противоречии возникли два блока. В первом сами педагоги, которые уже не говорят, а кричат о нарушении своих прав на достойную оплату труда, на комфортные условия работы, на человеческое отношение со стороны детей и их родителей. «Мы вам детей привели, а вы их и воспитывайте» - эту фразу не раз слышал от родителей. Во втором блоке, как правило, родители, которые говорят о плохом качестве образования, о педагогах, которые только что не спят на уроках, унижают детей и вообще не знают своего предмета. Вы заметили, что эти две позиции не сильно друг другу противоречат? Скажете, что я утрирую, не замечаю средних вариантов? Отнюдь. Закон нормального распределения никто не отменял, всегда существуют 5% представителей крайних позиций, которые и будут озвучивать свое мнение наиболее громко, именно их мы будет слышать лучше всего. Нам бы не забывать про оставшиеся 95% населения, у которых более гибкая система взглядов.
В двух этих мнениях есть точка соприкосновения, центр тяжести: педагог - это человек. Одни говорят, что его давят условиями труда, и оттого он не может проявить свои способности как следует. Другие - что он не использует свои способности как должно. И уже становится понятно, куда направить силы, дабы сдвинуть ситуацию в нужную сторону. Давайте в порывах повышения квалификации, внедрения стандартов и обучения особенностям работы создадим в первую очередь условия для реализации человека в педагоге. Для этого есть много ходов, подходов, находок и выходов.