Основные сервисы web 2.0
Интернет-дневник, или блог, - это веб-сайт, содержание которого регулярно, практически ежедневно обновляется, добавляются новые записи (текст, фото, видеоматериалы, мультимедийные объекты и т. д.). Посетители блога активно обсуждают новые записи. Аналогом интернет-дневника, или блога, является личный сайт учителя. На сайте могут быть выложены методические разработки учителя, творческие и проектные работы обучающихся. Пример оформления сайта - elena05082012.wixsite.com/elena.
Форум - это веб-приложение, созданное для общения посетителей по определенной теме. Форум содержит несколько тематических разделов. В каждом разделе пользователи создают тему, затем начинают ее обсуждать и комментировать.
Система дистанционного обучения - специальные сервисы, которые содержат разные инструменты организации учебного процесса. К инструментам относится выкладка теоретического и практического материала, тестирования, аналитическая сводка, группы и управление группами и т. д.
Www-сайты, или wiki-сайты. Структуру и содержание этих сайтов пользователям можно изменять сообща. Обычно wiki-сайты используют для формирования энциклопедий и справочников учебной направленности.
Медиахранилище - сервис для размещения фото- и видеоматериалов, презентаций и т. п.
Социальная сеть используется для общения в сети Интернет. Создается как сообщество людей со схожими интересами.
Сервисы для совместного документо­использования. Это рабочие доски, Google-документы и т. п.
С помощью сервисов web 2.0 возможна организация семинаров и вебинаров, проектной деятельности и внеклассных мероприятий с обучающимися и т. д.
Каких результатов можно достичь при регулярном использовании сервисов web 2.0 в общеобразовательном процессе?
Обучающиеся получают навыки работы в открытом информационном пространстве, самореализации; у них повышается мотивация к процессу обучения, улучшается качество учебной подготовки.
Педагоги повышают профессиональное мастерство, внедряют новые дистанционные средства обучения, готовят учеников на уровне, необходимом для продолжения обучения в соответствии с выбранной профессией.

О корпоративных порталах
В настоящее время многие крупные предприятия ежедневно используют корпоративные порталы в качестве информационного инструмента для оперативной поддержки совместной работы по всему миру. Применение аналогичного решения в образовательных организациях даст возможность перейти к гибкому и индивидуальному планированию работы обучающихся и педагогов.
Создание единого информационного портала школы позволит создать календарь мероприятий для каждого пользователя (ученика или учителя). ИКТ-среда общеобразовательного учреждения формирует цифровое пространство, где обучающиеся получают доступ к различным тренажерам и цифровым самоучителям, средствам автоматизированного контроля. Составной частью учебного пространства станут сетевые проекты и интернет-курсы, вебинары.
Педагоги (наставники или тьюторы) систематически могут проводить с обучающимися индивидуальные и групповые занятия. Работая над сетевыми проектами, дети общаются не только с учителем, но и между собой. Школьники могут презентовать свои результаты не только перед одноклассниками, но и перед учениками всей школы или района. Используя возможности информационного портала школы, можно проводить подготовку ребят к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Руководитель общеобразовательной организации с помощью единого информационного портала может поддерживать профессиональное развитие педагогов. А именно:
- информировать работников о вновь открывающихся возможностях для их профессионального роста;
- организовывать тематические занятия (семинары, вебинары и т. п.) в соответствии с пожеланиями педагогических работников;
- разрабатывать системы стимулирования профессионального роста педагогов;
- внедрять новые инструменты и методы работы.

Сервисы web 2.0 для хранения документов
На базе специальных серверов для хранения документов можно создавать свои собственные документы, которыми в дальнейшем смогут пользоваться другие люди. Например, дидактические материалы для учеников. У педагога появляется возможность загружать не только тексты, но и учебные фильмы, фотоматериалы, аудиозаписи и т. п.
С помощью мультимедийных сервисов можно хранить школьный фото- и видео­архив, творческие и исследовательские работы детей.
Педагогический коллектив школы также может использовать сервисы хранения информации в своей деятельности. Например, Google-документы и таблицы. Заместитель директора по учебной части создает таблицу или документ, и в дальнейшем их может редактировать каждый учитель. Google-календарь удобно использовать для планирования различных школьных мероприятий. Google-группы - для обсуждения важных вопросов и проблем. Формируя такие группы, можно организовать сетевое взаимодействие между школами, между учителями-предметниками из разных школ, районов и регионов.

Сервисы web 2.0 для создания презентаций
На сервисах можно создавать нелинейные презентации. Содержание такой презентации размещено на одном слайде, а фрагменты слайда появляются по ходу просмотра. У создателей презентации есть возможность задавать путь просмотра таким образом, чтобы неоднократно возвращаться к одному месту. Перед пользователем открывается возможность добавлять в презентацию аудио-, фото- и видеоматериал. Есть возможность создания презентации индивидуально и в группе.
Сервис удобен тем, что на нем можно хранить достаточно объемные презентации, которые снабжены анимацией и гиперссылками. Можно скачивать презентации других пользователей. Созданная презентация практически моментально публикуется в сети Интернет.
Использование онлайн-платформы Учи.ру в деятельности учителя-предметника
Учи.ру - российская онлайн-платформа для изучения школьных предметов в интерактивной форме. Она помогает педагогу выстроить индивидуальную программу обучения для каждого ребенка. Тем ученикам, которым требуется больше времени для выполнения стандартных заданий, даются дополнительные объяснения, с ними проводится работа над ошибками. И так же можно подстроиться под сильных обучающихся, есть задания повышенной сложности.
Платформа Учи.ру создана с учетом системно-деятельностного подхода к обучению, в основе которого - мотивация. Мотивацию можно условно разделить на внешнюю, связанную с дополнительными поощрениями, и внутреннюю, связанную непосредственно с изучаемым предметом.
Внутренняя мотивация реализуется через индивидуальный подход. Система самостоятельно подстраивается под обучающегося и подбирает ему необходимое количество заданий. Если ребенок, выполняя задания по определенной теме, допускает ошибку, то система самостоятельно добавляет ему подобные задания. Если допущена еще одна ошибка, система выдает подсказку. Внутренняя мотивация осуществляется также через самостоятельный выбор траектории прохождения заданий и систему заданий повышенной сложности. В открытом доступе у ребенка находится сразу несколько карточек с заданиями, это так называемая зона ближайшего развития ребенка. После того как ученик справится с этими карточками, для него открываются следующие. Дети самостоятельные могут выбрать и выполнить задачи повышенной сложности - олимпиадные задания прошлых лет. Для ребенка это своего рода вызов на интеллектуальную дуэль.
Внешняя мотивация, а также формирование адекватной самооценки ученика обеспечивается благодаря мгновенной обратной связи, поощрению и похвале при выполнении заданий, большому количеству различных персонажей и анимации.
На портале ученики могут работать с различными моделями: визуальными (карточки), формальными (арифметические записи), вербальными (тексты).
На онлайн-платформе Учи.ру материал изучается в комфортной для ребенка среде и в оптимальном темпе, происходит глубокое осмысление учебного материала, восполняются пробелы в знаниях. Ученик овладевает системой универсальных учебных действий - личностных, предметных, метапредметных.
Достоинства платформы Учи.ру:
- отслеживание индивидуальных достижений обучающихся, диагностика и контроль;
- выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся;
- применение принципа вариативности на этапе закрепления материала;
- разноуровневая дифференциация;
- формирование необходимых УУД;
- повышение интереса обучающихся к предмету;
- повышение квалификации педагогов на семинарах и вебинарах.
С внедрением цифровых технологий в образование у каждого педагога появилась возможность подняться на ступень выше в своих начинаниях и достижениях. Необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, не боясь нового.

Елена ИЛЬИНА, учитель Михеевской основной школы
Калужская область