Горят в лучах восходящего солнца огромные купола храма Христа Спасителя, блестит только что вымытая мостовая Пречистенской площади. Ребята пробуют определить направления города, найти признаки разных эпох, знаковые объекты. Как интересна здесь география Москвы: близкий Кремль на Боровицком холме, Москва-река с ее когда-то заливными лугами, овраг Черторый и бульварное кольцо. Как интересно все это увидеть и определить самостоятельно!
А потом мы тихонько идем к Остоженке. Конечно, говорим о необычности ее названия, ведь на заливных лугах были самые вкусные травы, из которых потом сушили душистое сено, а его нужно было собрать в стога - остожить! Сколько их стояло здесь когда-то, трудно представить!
- Неужели прямо здесь?! - удивляются современные дети.
Буквально все вызывает их удивление и любопытство: памятник Энгельсу («Чем знаменит?» Попробуй, педагог, ответить на этот вопрос сегодня!), боярские палаты XVII века («Почему закрыты, что там сейчас?»), дом «под рюмкой» («Ха-ха, почему?»). На вопросы ребят только успевай отвечать, и в то же время важно, чтобы эти вопросы сыпались сами, чтобы интерес только разыгрывался!
Время от времени заходим в маленькие дворики - почти порталы в иной мир непарадной, усталой, сильно обветшавшей матушки-Москвы. Здесь наблюдаем тяжелую жизнь разных эпох: советской (о коммунальный быт!), дореволюционной - купеческой, буржуазной, рабочей, творческо-богемной; говорим о странных названиях переулков - Обыденский, Пожарский, Всеволожский, Лопухинский. Дух старой Москвы!
А вот домик Муму, как его называли старые москвичи! Неторопливый и подробный разговор о жизни Ивана Сергеевича Тургенева, его сложных взаимоотношений с матушкой, о крепостной эпохе русской истории. Как начинается рассказ «Муму»? «На одной из отдаленных улиц Москвы…»
- Неужели это так и было? - снова удивляются мои ребята, осмысляя сложные повороты времени и эпох.
А вот усадьба генерала Петра Еропкина, служившего губернатором Москвы еще при Екатерине II, и жил он именно здесь.
- Как здесь? Разве не на Тверской? - опять удивлены ребята.
И начинается рассказ о губернаторе, отказавшемся жить за казенный счет, дававшем благотворительные балы (на одном из которых был маленький Пушкин!), радеющем за родной город. Должно быть, не случайно его дом стал впоследствии высшим учебным заведением города!
На уроке в классе всегда начинается оживленное обсуждение того, кто какие детали, эпизоды экскурсии подметил, что стало самым запоминающимся, что удивило, что отозвалось в душе. Отсюда следующий этап работы - написание отзыва «В поисках старой Москвы», «Образ моего города», «Душа Москвы», «Московский текст», темы могут быть самыми разными, важно, чтобы они соответствовали восприятию города самими ребятами, а не были навязаны учителем. Все отзывы, как правило, всегда дополняются воспоминаниями и рассказами бабушек и дедушек, мам и пап, других родственников об их московском детстве. Впечатления детей переплетаются с воспоминаниями их близких, укрепляя связь поколений и органично продолжая осмысление текста родного города. Кроме письменных работ ребята создают презентации, соединяющие материал экскурсии с материалами семейных архивов. И вот уже рождается урок «Москва в жизни моей семьи», как много можно здесь узнать нового и трогательно искреннего!
Что важно для учителя в такой воскресной прогулке с классом? Чтобы дети развивали свой кругозор и эрудицию, чтобы бережно относились к памятникам архитектуры, чтобы знали, любили и умели читать родной город, умели сопереживать, анализировать прошлое, рассказывать об увиденном, узнанном, понятом.

Оксана ЧЕНЦОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1541