Целеполагание - это процесс, при котором у учеников происходит формулирование задач и целей во время обучения. В XXI веке информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизненного пространства человека. Сегодня с уверенностью можно говорить о существовании цифрового поколения учеников, для которых мобильный телефон, компьютер и Интернет являются такими же естественными элементами их жизненного пространства, как природа и общество. Перед современной школой стоит глобальная задача - подготовить выпускника, обладающего креативным потенциалом, умеющего думать и работать в новом мире. Для этого его нужно учить новым практическим навыкам: коммуницировать в соцсетях, отбирать полезную информацию, работать с электронными источниками, составлять базы знаний, что требует изменения природы учебного процесса.
В шуваловской школе №1448 уже несколько лет при реализации образовательных программ на уроках используются SMART-технологии, которые заключаются не только в инструментальных технологиях ведения учебного процесса (стационарные компьютеры, ноутбуки, SMART-доска, панели Московской электронной школы, индивидуальные планшеты, дистанционные уроки), но также в инновационных авторских рабочих программах, позволяющих формировать индивидуальные траектории обучения, результатом которых является создание интеллектуальной среды непрерывного развития компетентностей участников образовательного процесса.
SMART переводится с английского как «умные» технологии, в которых зашифрована концепция постановки целей и задач. В аббревиатуре пять слов: specific, measurable, attainable, relevant и time-bound. В переводе на русский это значит, что правильно сформулированная цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной (или значимой) и ограниченной по времени.
На уроках учителя нашей школы ставят перед учениками следующие задачи:
1. Specific («конкретный») - сформулировать цель урока: для того чтобы облегчить учащимся эту задачу, используются различные креативные задания, такие как «Тема-вопрос» (ученики строят план действий, чтобы найти ответ на вопрос), работа над понятием, ситуация яркого пятна (среди одинаковых предметов один предмет выделен ярким цветом и размером), группировка (учащимся предлагается ряд слов, предметов, фигур, которые нужно разделить по определенным признакам), подводящий диалог (беседа на определенную тему).
2. Measurable («измеримый») - определить, к какому результату они должны прийти в конце урока: учащиеся самостоятельно определяют полученные знания, эмоции и информацию и анализируют результат.
3. Attainable («достижимый») - способы достижения результата: творческие задания, позволяющие учащимся думать, креативно мыслить, чтобы достичь необходимой цели (умные кроссворды, интеллектуальные игры, составление комиксов, фотовыставки из подручных материалов, составление Инстаграма известного художественного героя, цикл пантомим «Стихотворение в движении», математические марафоны, получение максимального количества лайков за правильно решенную сложную задачу на странице в соцсети, рисунок карты усадьбы известного художественного произведения и многое другое).
4. Relevant («значимый») - определить сферу применения полученных знаний и их необходимость в жизненных ситуациях: учитель помогает учащимся понять, где и в каких ситуациях можно применить полученные знания (устный счет - рассчитать сумму сдачи при оплате товаров на кассе, решение примеров - заполнить квитанцию за электроэнергию в квартире, написать эссе на английском языке - сдать международный квалификационный экзамен, решить задачу по физике - сохранить в работающем состоянии хотя бы один электроприбор на кухне).
5. Time-bound («ограниченный во времени») - уложиться в 45 минут, при этом во время урока учителем осуществляются контроль и мониторинг выполнения заданий.
Применяемые технологии целеполагания на уроках позволяют предоставлять равные возможности обучения всем учащимся, не зависеть от времени и места проведения урока, соблюдать непрерывность и простоту доступа к учебной информации, определять различные мотивационные модели, осуществлять связь между индивидуальными и общими целями, измерять результативность учебного процесса не столько полученными знаниями, сколько возможностью их применения на практике. Это позволяет расширить возможности развития личности выпускника школы при решении задач в ситуациях меняющегося мира, что формирует потенциал будущего специалиста, столь необходимый в современных условиях.

Коллектив школы №1448