Большой гордостью для меня как учителя русского языка и литературы стала возможность внести свою лепту в процесс духовно-нравственного воспитания молодежи через театральную деятельность.
Детство - уникальный период жизни, в котором царствуют свобода и непосредственность, свежесть взглядов и смелость помыслов. В то же время детство является и частью культуры социальной жизни общества, испытывающего духовный кризис. Театральная деятельность в школе - это путь формирования культуры чувств, путь к постижению нравственных ценностей, к познанию самого себя, средство развития личности.
Эти размышления привели меня к созданию театрального объединения учащихся старших классов школы «На маленьком плоту». Такое название не случайно. Оно продиктовано спецификой творческой деятельности, предполагающей полное погружение в тему, в образ, в слово, которые и объединяют на определенный период времени учителя-режиссера и учащихся. «Маленький плот» - это мир творчества, мир единомышленников; мир, где принятие ребенка как личности, признание его индивидуальности являются приоритетными.
Сама идея театрализации далеко не нова, и мы начинали с традиционных инсценировок отдельных сцен из художественных произведений школьной программы, понимая их как продолжение урока литературы. Сегодня мы вышли на несколько иной уровень: теперь нам важно заинтересовать зрителя не сюжетным поворотом, не ситуацией, происходящей с героем произведения, и даже не самим героем, для нас важны энергетика образа, внутренний посыл, через который зритель услышит голос автора и почувствует, насколько близки его переживания, вложенные в художественный образ, современности. Нашей задачей стало создание литературно-музыкальной композиции, все действия которой объединены общей идеей.
Так родились литературно-музыкальные композиции «Есенин: я сердцем никогда не лгу» и «Маяковский: сплошное сердце». Гармоничное сплетение строк из известных и малоизвестных произведений о любви мэтров Серебряного века высвечивает образ поэта - человека особенного, на котором лежит печать избранности, внутренне одинокого, но необыкновенно прекрасного теми чувствами, которые его переполняют. Для детей, выступающих на сцене, реализация такой идеи ближе, текст начинает оживать, потому что к нему появляется личный интерес. Через такой процесс перевоплощения, вживания в роль происходит проникновение слова в душу. Слово поначалу, возможно, непонятное, но повторенное несколько раз, обретает глубокий смысл и на подсознательном уровне навсегда остается с тем, кто его произносил. Так, к детям приходит чувство красоты и умение понимать прекрасное, умение, которое останется с ними на всю жизнь.
Старшеклассникам полезно проходить через практику перевоплощения, когда их задачей становится не просто красиво выступить, четко прочитать свой текст, но почувствовать себя транслятором высокой идеи, доступной пока не всем, а только ему, поскольку именно он досконально изучил и понял ее. Такая работа энергозатратна, требует приложения как физических, так и духовных сил. Вот почему после выступления на сцене почти у всех участников остается чувство пустоты, которое хоть и не омрачает радости, полученной от проделанной работы, но вызывает грусть: все закончилось, и душа, которая привыкла трудиться, временно не знает, куда ей применить свои силы и энергию. Но, как ни странно, не физическая или моральная усталость, а именно это чувство пустоты и есть самое главное доказательство того, что состоялся акт творчества. Пройдя через такую практику, ребенок по-другому начинает смотреть на многие вещи, приобщение к такой деятельности словно возвышает его над обыденным. Так происходит, когда, например, прочитал много книг и область знаний о мире существенно расширилась: твой внутренний мир просто не может оставаться прежним.
Через театральную деятельность становится возможным осторожно проникнуть во внутренний, духовный мир ребенка и оставить там семена доброго, вечного и прекрасного. Этот опыт работы является для меня очень ценным, поскольку именно через него я как учитель могу по-настоящему говорить с детьми, видеть их таланты и возможности. Не могу не поблагодарить своих учеников и участников литературно-музыкальной композиции - выпускников школы №37 2020 года. Именно этим ребятам удалось вдохновить меня на интересные идеи, а потом воплотить их. Искренне надеюсь, что навыки, которые дала им сцена, человеческие качества, приобретенные в процессе творческой деятельности, не растворятся во взрослой жизни, а осветят ее. Как говорил французский писатель Ромен Роллан: «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг».

Татьяна БАРИНОВА,
директор школы №37