Новый ФГОС ориентирован на компетентностный подход при обучении, на формирование у обучающихся способности решать практические задачи.
История интеллектуальных соревнований берет свое начало с давних времен, они проводились еще в Древнем мире. Людям во все времена были присущи соревновательный дух и желание признания заслуг не только среди близких людей и друзей, но и среди конкурентов, важен не только результат, но и сам процесс подготовки к интеллектуальным соревнованиям, который способствует активизации учебно-познавательной деятельности.
Олимпиадное движение в школе - это больше, чем просто подготовка и участие обучающихся в интеллектуальных соревнованиях, это уникальная мотивирующая среда, позволяющая выявлять и раскрывать таланты каждого школьника.
Для выявления интересов обучающихся в школе организуются интеллектуальные конкурсы, викторины, квесты, брейн-ринги, позволяющие каждому школьнику понять, какая научная сфера ему близка, какие вопросы познания окружающего мира его волнуют, интересуют, вызывают желание разобраться.
Когда школьник выбрал сферу интересов, начинается погружение в эту область. Получение теоретических знаний органично сочетается с практической деятельностью.
В подготовке очень важно максимально полно использовать материально-технический ресурс как образовательной организации, так и города. Юные участники олимпиадного движения изучают предмет не только по учебной литературе, но и по актуальным документам профильных организаций в данной сфере, художественной литературе по смежным вопросам, научным фильмам и программам. Очень важно познавать не только узкую область, но и смежные дисциплины, расширяя применение метапредметного обучения.
Возьмем для примера подготовку к интеллектуальным соревнованиям в сфере естественных наук. Это не просто изучение комплекса знаний, но и познание через приобщение к миру природы, к основным объектам обучения. Начинается подготовка в дошкольном возрасте, когда необходимо показать малышам красоту природы, ее важность для жизни людей, наглядно продемонстрировать законы ее существования, для этого применяются наблюдение сезонных явлений, простые наглядные опыты, чтение литературных произведений о природе. Казалось бы, простые, незатейливые действия, но они позволяют ребенку полюбить окружающий его мир, формируют естественно-научное мировоззрение.
Для учащихся, которые выберут естественные науки в качестве сферы своих интересов в школьном возрасте, формы деятельности расширяются. Для наших ребят организован ряд объединений дополнительного образования, программа которых, реализуемая как педагогами школы, так и приглашенными преподавателями вузов, проработана таким образом, что посещающие их ребята могут экспериментировать, работать с современным оборудованием для экологического мониторинга параметров городской среды, цифровыми лабораториями; также активно применяются интерактивные методы обучения, в том числе ресурсы Московской электронной школы, что делает занятия яркими, наглядными, практико-ориентированными.
В школу приглашаются специалисты в изучаемой области - сотрудники высших учебных заведений, специалисты Мос­природы, которые представляют опыт реальной деятельности, рассказывают об открытиях на переднем крае науки, вдохновляют детей на новые открытия и достижения.
Учащиеся посещают экологические центры, тематические музеи, где каждый экспонат позволяет прикоснуться к явлениям и процессам в мире живой природы, заставляет задуматься, учит мыслить критически, соотносить увиденное с общей единой картиной мира. Уроки в музее открывают новые горизонты в обучении, позволяют проводить такую интересную форму обучения, как интерактивные квесты - путешествия по станциям, поисковые квесты, поисковые викторины, благодаря которым учащиеся не получают готовую информацию, а сами находят ответы на научные вопросы, совершают свои маленькие, но очень важные открытия.
На особо охраняемых природных территориях Москвы учащиеся не только узнают, как выглядят изучаемые объекты в реальной природной среде, но и, видя нетронутую природу, формируют экологическое мировоззрение, осознают свою причастность заботе о ней.
В школе регулярно проводятся фотовыставки пейзажной фотографии природных объектов, фестивали книг о живой природе, есть коллекция ярких, наглядных энциклопедий об окружающей среде, которые создают мотивацию познавать этот чудесный мир.
Возникает вопрос: а когда же начинается подготовка к олимпиадам? Вся созданная среда, весь комплекс мероприятий, занятий, лекций, экскурсий, конкурсов постепенно погружают учащегося в изучаемую область и позволяют без напряжения, без стресса незаметно для себя подготовиться к интеллектуальным соревнованиям, включая Всероссийскую олимпиаду школьников.

Мария ГУРЕЕВА,
заместитель директора школы №14