Но мы нередко забываем о самом главном - о любви… к детям, к делу, которому служишь. О любви к самому себе в конце концов.
Можно быть эффективным менеджером, грамотным педагогом, успешным урокодателем, даже результативным предметником, но невозможно без любви быть учителем.
Современные дети впитывают в себя все особенности нашего времени. С ними трудно и интересно одновременно.
Характерный сюжет из жизни. В кабинет директора школы пришел целый класс, возмущенный тем, что учитель на них повышает голос. Понимая, что тембр и сила голоса не повод для жалоб, ребята искренне выразили самую суть: «Вот Л.М. (учитель) на нас тоже кричит, но ведь она нас любит!»
Педагог должен понять и принять ребенка таким, каков он есть. Но ведь и учитель в первую очередь человек. У каждого кроме учебного процесса есть еще и другие важные жизненные аспекты: дом, друзья, семья, здоровье, настроение, темперамент. Важно помнить, что день уже имел свое начало, и оно может быть разным: добрым и злым, сытым и голодным, радостным и горьким. Никто не застрахован от бед, несчастий, болезней и конфликтов, не всегда мы можем контролировать свое поведение, скрывать свои чувства.
А вот тут и должны прийти на помощь профессионализм педагога, его знания, опыт.
Если любишь - поймешь! Если любишь - примешь! Если любишь - простишь! Этот принцип действует практически всегда. Но только если действительно любишь!
Для учителя очень важно осознавать, что его благородный труд, его подвижничество, его любовь к детям встретят ответное чувство. Принимая поздравления от родителей и детей во время каких-либо праздников, слышим: «Терпения вам!» Только не надо терпеть. В нашем деле принцип «стерпится - слюбится» не работает! И помните, как в популярной песне: «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви». Любите и будьте любимыми! А это значит счастливыми! Счастливый человек сеет вокруг себя добро и делает мир лучше!

Денис СОМОВ,
директор школы №74, доктор педагогических наук