Функциональная грамотность как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6‑7 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Во многом это зависит от правильной подготовки ребенка к школьному обучению с учетом созревания всех функций организма, становления качественных новообразований во всех сферах: физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной. Также не менее важным вопросом обеспечения психологической готовности к школьному обучению становится вопрос профилактики школьной дезадаптации.
Результатом поиска педагогическим коллективом дошкольных групп и учителями начальных классов школы №37 более эффективных психолого-педагогических подходов к вопросу подготовки дошкольников к обучению в школе стала стажировочная площадка «Школа будущего первоклассника».
Целью данного проекта является развитие у дошкольников интереса к учебной деятельности и школе в целом.
Главная задача стажировочной площадки - это знакомство учителя с ребенком, раскрытие его способностей и развитие навыка успешности у воспитанника во всех начинаниях. Учитель знакомится со своим будущим учеником в подготовительной группе и на протяжении последнего года пребывания в детском саду занимается с ребятами в рамках работы стажировочной площадки. Психолог, логопед, воспитатель и будущий учитель 1‑го класса, составляя программу на год, помесячно рассчитывают и корректируют траекторию индивидуального развития.
К другим задачам можно отнести:
- развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;
- развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей;
- развитие коммуникативности, образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом;
- формирование внутренней позиции - позиции школьника.
В условиях нашего образовательного комплекса данный проект реализуется следующим образом. Согласно проекту в учебном году проходит пять стажировочных площадок: четыре из них - в дни школьных каникул, когда учителя начальных классов в течение недели принимают в школе воспитанников подготовительных групп детского сада, осуществляя ознакомительную, игровую, спортивную и учебную деятельность; пятая стажировочная площадка, традиционно проходит в конце января, когда уже дошколята принимают учителей у себя в группах.
Все уроки-занятия проходят в игровой форме, как путешествие по станциям «Математическая», «Грамотейка», «Спортивная», «Игровой английский», «ПервоЛого» и другим… Для того чтобы знать, какой маршрут сегодня, каждое утро перед веселой зарядкой ребята получают маршрутный лист для всей группы.
Побывав на станции «Грамотейка», ребята знакомятся со звуковым строем речи, учатся делить слова на слоги, определять гласные и согласные звуки.
Очень интересным для ребят является посещение станции «Математическая». Здесь дошколята, как на любом уроке математики, учатся различать понятия «число», «множество», «цифра», считать, сравнивать, решать задачи. И все это с использованием развивающей среды и пособий «Спектр». Что, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие абстрактного мышления, логики и творческих способностей детей.
Не менее увлекательным становится посещение станции «ПервоЛого». С помощью интегрированной мультимедийной среды дети попадают в мир программирования и мультипликации. На станции ребята знакомятся с инструментарием ноутбука. Игровые задания учат детей ориентироваться в пространстве, составлять целостный образ сюжета, работать двумя руками одновременно, развивая тем самым оба полушария головного мозга. Работа в программе «ПервоЛого» способствует развитию интеллекта и творческого мышления.
Выплеснуть энергию, проявить ловкость, физическую силу всегда можно на станции «Спортивная», а еще собраться всем вместе, посоревноваться и, конечно же, поболеть за друзей!
Следует отметить, что, преодолевая все пять этапов стажировочной площадки, дошкольники проходят начальную стадию социальной адаптации, ознакомившись с помещениями школьного здания - учебными кабинетами, спортивными залами, библиотекой, столовой, рекреациями, что делает процесс перехода из дошкольного отделения в школу максимально плавным и безболезненным.
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания в значительной мере влияет реализация данного проекта.
Ежегодно, подводя итоги работы, сотрудники дошкольных групп и учителя школы делают вывод о том, что главная цель стажировочной площадки достигнута: увлекательный первый этап вхождения в школьную жизнь помог полюбить свою будущую школу и сформировать положительную направленность ребенка на школу, с которой он уже хорошо знаком, как на собственно учебное заведение - важнейшую предпосылку благополучного вхождения его в школьную учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Важным итогом работы Школы будущего первоклассника является и тот факт, что за два первых года существования стажировочной площадки уровень перехода воспитанников из дошкольных групп в 1‑й класс школы №37 вырос до 85‑87% и по сей день остается таким же высоким. Все перечисленное означает для нас, что реализуемый проект приносит желаемые результаты.

Пресс-служба школы №37