На практической конференции Агентства инновационного развития «Образовательная робототехника и IT-образование: современные методики и практики» нам удалось наладить контакты с резидентами научно-технологического инновационного комплекса по разработке новых технологий «Сколково». В результате мы подключились к действующей экспериментальной площадке РАНХиГС (ФИРО).
В результате исследований сформировалось четкое представление, что под научно-техническими способностями следует понимать совокупность четырех компонентов: интеллект, креативность, мотивация, квалификация.
Мы учли перспективные направления в образовании и создали условия для качественного образования и развития познавательного и творческого потенциала ребенка в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями, а также создали такую предметно-развивающую среду, в которой ребенок мог бы формировать навыки универсальных учебных действий через развитие дивергентного и конвергентного мышления.
Мы, педагоги дошкольного уровня образования, ставим перед собой цель - сформировать предпосылки инженерного мышления у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющего самостоятельно создавать новые технические формы.
Реализацию поставленной цели во многом обеспечивает особая среда обучения, состоящая из специализированного оборудования. Именно она является базой нашего проекта и на данный момент включает в себя такие современные ресурсы, как набор LEGO Education WeDo 2.0, различные виды конструктора Engino, робототехнический конструктор СкАРТ и программируемый лого-робот Bee-bot «Пчелка».
Пройдя обучение и внедряя данное оборудование в образовательную деятельность, наши педагоги нарабатывают уникальную методическую базу, полностью адаптированную под возрастные особенности каждой группы воспитанников дошкольного уровня образования.
Нашей главной задачей является формирование и поддержка естественного интереса и стремления ребенка к исследованию окружающего мира и процессов, проходящих в нем. Именно здесь закладываются первые представления о естественных науках, математике, физике, бионике, инженерии. Используя методы конвергентного развития ребенка, мы открываем перед ним возможность стать исследователем, ученым, самостоятельно изучить поставленный вопрос, выбрать путь решения, совершить открытие.
Так, например, в рамках работы Ресурсного инженерного центра дети занимаются с конструктором СкАРТ «Ресурсный набор «Конструирование 2000». Осваивая этот конструктор, дети сначала собирали плоскостные фигуры, а затем и объемные. Работа с конструктором проходила в несколько этапов.
Рассматривая детали конструктора, дети самостоятельно выделили для себя основные компоненты (квадраты и треугольники) и соединительные компоненты. После этого ребята начали конструировать различные модели, исходя из своих умений и фантазии. Педагоги по необходимости отвечали на вопросы детей и оказывали помощь.
Научившись собирать модели не только с прямыми углами, но и округлой формы, ребята решили построить башню. В процессе работы возникла мысль превратить эту башню в маяк. У многих детей дома имеются игрушки на батарейках, в которых зажигаются лампочки. Дети выразили желание построить маяк, который мог бы светить по-настоящему. Используя светодиод, провода, блок аккумуляторов и выключатель, дети самостоятельно реализовали свой замысел.
Учитывая интерес детей к моделям на батарейках, педагоги дали им набор для сборки движущейся модели машины. Строя эту модель, дети советовались с педагогами в случае каких-либо затруднений.
Исследуя вопрос плавучести различных материалов на занятиях дополнительного образования «Юный исследователь», воспитанники воспользовались пластмассовыми деталями конструктора. В дальнейшем, опираясь на знания, полученные на занятиях, ребята реализовали собственный интересный проект «Постройка модели плавающего катера».
Процесс формирования инженерного мышления дошкольников представляет собой целый комплекс методов и предполагает поиск оптимальных форм, доступных для дошкольного уровня образования. В целях развития инженерной направленности на базе дошкольного отделения открываются объединения дополнительного образования, реализуются внутренние проекты, построенные на принципах преемственности, проводятся городские тематические мероприятия с возможностью обмена и трансляции педагогического мастерства.
А наши воспитанники в свою очередь успешно демонстрируют полученные в ходе работы знания и умения, участвуя в современных специализированных конкурсах и чемпионатах, направленных на раннюю профориентацию, и получают возможность раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Рамиля АЛЯУТДИНОВА, старший воспитатель школы №1741;
Анастасия БЕЛОВА, педагог-организатор школы №1741