С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным, но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя и родителей - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех.
Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и тем не менее справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор, он был очень горд собой, а на четвертый-пятый раз оставался совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения.
Учеба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребенка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретаются словари или справочники, а детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. Главное - не перестараться. Нередко дети сообщают родителям, что ничего не понимают, чтобы уставшие взрослые сели за стол и сами все сделали. Так ведь проще и родителям, и ребенку.
Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала.
Если, выполняя домашнее задание, ребенок в семье не испытывает давления и напряжения, в школу он будет приходить с хорошим настроением. А вот тут и вступает учитель. Детям требуется похвала, каждый учащийся хочет, чтобы его заметили и оценили. Не стоит акцентировать внимание на неудачах. «Результат не­идеальный, но намного лучше, чем в прошлый раз» - именно такие слова заставят ребенка стараться делать все лучше и лучше. Ученик, регулярно получающий неудовлетворительные оценки, в какой-то момент просто опустит руки.
Так кто же должен мотивировать ребенка к обучению? Родитель или школа? Ответ прост: необходимо работать совместно, тогда у детей не будет проблем с мотивацией.

Анастасия ФИЛИПЕНКОВА,
учитель начальных классов школы №324 «Жар-птица»