Вопросы безопасного поведения в сети Интернет не могут не требовать дополнительного внимания и грамотного поведения. Если со школьниками учителя информатики, преподаватели вузов и ведущие специалисты предприятий в области информационной безопасности проводят различные тренинги, мастер-классы, специальные уроки, как сделать Интернет дружественным и безопасным для работы, то как быть людям старшего возраста, которых всеобъемлющая цифровизация и, как следствие, интернетизация общества заставляют окунаться в пучину понятий, терминов, программ и технологий, которые долгое время были прерогативой только компьютерных гуру-небожителей? Думается, ответ уже хорошо известен - городская программа «Московское долголетие: информационные технологии», в рамках которой в школе №1329 проводятся занятия, на которых людям старшего возраста помогают быть в курсе современных информационных технологий, овладеть компьютерной грамотностью, получить самые необходимые навыки и знания в области интернет-технологий, в том числе с учетом требований информационной безопасности.
Казалось бы, ну чем заняться людям старшего возраста в сети Интернет? Но, придя на занятия, многие сразу попросили научить общению и правильному поведению в социальных сетях, и, естественно, все началось с создания своего первого электронного ящика, отправки и получения своего первого электронного письма… Как оказалось, самое сложное - объяснить, что же такое этот самый Интернет, поскольку все участники занятий так или иначе или от своих детей-внуков, или от соседок-подружек, или из средств массовой информации сложили свое собственное понимание и восприятие этого многоликого технического термина. Как это ни странно может прозвучать, но потребовалось не одно занятие, прежде чем наши участники занятий стали правильно, правомерно и обыденно использовать и воспринимать термин «Интернет».
Для многих участников особо запоминающимся стало занятие, приуроченное к Дню безопасного поведения в сети Интернет, которое было проведено в форме диспута. На этом занятии пенсионеры сами задавали вопросы, но на многие из них они сами же и отвечали.
Так, Вера Михайловна привела много примеров, когда на электронную почту приходят письма, где требуются финансовые вливания в неоднозначного рода сделки или рассказывается о якобы существующем наследстве. Люди старшего поколения не так много знают о кибербезопасности. Они привыкли больше общаться вживую, доверять окружающим, поэтому в сети Интернет они являются более уязвимыми. Подобные письма-ловушки как раз нацелены на таких доверчивых людей. Об этом и о том, к чему могут привести ответы на подобные письма, было рассказано участникам занятия.
Сергей Тимофеевич задавал вопросы про сохранение личной информации. Как пользоваться электронными финансами? Почему рекомендуется не хранить все деньги на одной кредитной карте? Как совершить онлайн-покупку и не быть обманутым? Двухфакторная аутентификация, безопасный пароль, обязательный выход из почтового ящика - это обязательные правила, которые называли и объясняли друг другу участники занятия. Преподаватель обратил внимание, что необходимо систематически производить смену паролей на электронных ресурсах, устанавливать специализированные программы фильтры, антивирусные программы, не открывать подозрительную корреспонденцию и использовать лицензионное программное обеспечение.
Всех участников интересовали современные возможности совершения покупок через сеть Интернет, поиск и организация досуга, возможности и работа в личных кабинетах на порталах госуслуг и mos.ru - темы, которые были крайне интересны участникам «Московского долголетия».
Нинель Николаевна, придя уже на первое занятие, сразу попросила о помощи - как избавиться от спама и ненужного контента, а на этом занятии она рассказала о необходимости очистки истории и кэш-памяти, как оказалось, также по итогам общения с внуком. Рассказывала про родительский контроль, его современные возможности и приводила примеры с внуком.
В какой-то момент один из участников задал риторический вопрос:
- А наши дети могут установить родительский контроль над нами, своими родителями?
Повисла неловкая пауза, которая только укрепила понимание правильности и необходимости подобных занятий, чтобы люди старшего возраста не оказались в роли маленьких детей в условиях современных реалий прогресса информационных технологий.
Виктор Михайлович предложил создание памятки работы в сети Интернет и, смеясь, достал смартфон:
- Алиса, что значит безопасный Интернет?
Алиса ответить не смогла, подменяя одни термины другими, но наши «долгожители» были уверены, что после этих занятий они смогут ответить на этот вопрос.

Александра ФИЛАТОВА,
учитель информатики школы №1329