Обучение в профильных и предпрофессиональных классах, возможность выбора значимых в их жизни предметов позволяют ребятам сформировать траекторию своего развития, а для школы №1434, которая реализует многие городские проекты нашего большого города, введение астрономии на уровень среднего общего образования позволило открыть еще одну интересную страничку в развитии образовательной организации. В нашей школе появились самый настоящий школьный планетарий и телескоп! Уроки, внеклассные мероприятия и экскурсии стали более увлекательными, так как мир звезд стал намного ближе и интерес к изучению Вселенной вырос в разы. А уж какие профессиональные перспективы открылись на горизонте!
Хочется отметить, что астрономия как наука интересна на всех уровнях образования. Однако подход к ее изучению в каждой возрастной группе свой.
С дошкольного возраста ребята знакомятся с этой непростой, но захватывающей наукой.
Вот что рассказывает воспитатель группы естественно-научной направленности дошкольной группы «Детство» С.В.Черткова:
- Астрономия - очень занимательная наука о Вселенной. Она изучает расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем. Но как в интересной и доступной форме сформировать и расширить представления маленьких детей об астрономии? У нас возникла идея создания проекта под названием «Астрономия для всех».
В начале учебного года педагоги с ребятами провели беседу «Астрономия - занимательная наука», прочитали сказку «У солнышка в гостях». Таким образом детей подвели к пониманию того, что астрономия - очень интересная наука.
В ходе реализации проекта проводятся дидактические игры «Дорисуй созвездие», «Угадай название созвездия», «Солнечная система». Воспитанники рассматривают книги энциклопедического характера, иллюстрации, читают загадки и стихи, выполняют творческие задания по рисованию, лепке, аппликации на тему «Моя любимая планета», «Планета нашей семьи», «Мое созвездие», изготавливают планеты из пластилина, изучают макет Солнечной системы. Воспитатели проводят игры с солнечным зайчиком, занимательные опыты с телескопом, экскурсии в мини-планетарии. Дети с помощью родителей и воспитателей ищут информацию о планетах Солнечной системы, о названиях созвездий, наблюдают за звездным небом в вечернее время, знакомятся с картой звездного неба. Сейчас планируется создание альбома «Созвездия нашей группы».
С декабря в рамках проекта проводится блок опытов и экспериментов «Волшебный снег. Волшебный лед», который реализуется в течение всей зимы. Дети научатся из цветной воды получать разноцветные льдинки - «планеты», «звезды», «кометы» и «метеориты» или конструировать постройки из снега «космодром», «Солнечная система».
Для того чтобы лучше понять и запомнить фазы Луны, в группе участников ведется дневник наблюдений, где каждый из детей зарисовывает Луну такой, какой она видна на небе.
Мы знакомим воспитанников с тематическими праздничными датами: 4 октября, когда на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики, 20 июля - национальный День Луны.
Продуманное, системное знакомство воспитанников с астрономией позволяет развивать у ребят важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, обобщение, умение устанавливать взаимосвязи. Нельзя не отметить положительного влияния изучения начальных основ астрономии на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
А теперь из детского сада отправимся дальше - в школу. В 2018‑2019 учебном году для учеников начальной и средней школы начал работу лекторий по астрономии «Звездные уроки», где читаются циклы лекций о космосе и его освоении, проводятся экскурсии в малом школьном планетарии, представляющем собой надувную полусферу диа­метром 5 метров, на внутреннюю поверхность которой проецируется изображение учебного видеоролика. Ученики, находясь внутри полусферы, могут средь бела дня увидеть ночное звездное небо, совершить виртуальное путешествие к далеким галактикам, прогуляться по поверхности других планет, полетать в окрестностях черных дыр. Причем экскурсии предлагаются на разные темы - как для маленьких детей в форме обучающей сказки, так и для школьников и их родителей в форме мини-лекции. Время показа также различное - от 10 минут детям помладше до получаса школьникам. Такая форма обучения позволяет погрузиться в необычный 3D-мир, помогает обучить многому, что связано с космосом. А учатся здесь дети не через запоминание слов, понятий, терминов, а через впечатления, погружение, присутствие, ведь им в увлекательной и доступной форме рассказывают о законах природы и их проявлениях. Проводят для наших ребят все увлекательные мероприятия учитель физики А.В.Евстифеев и педагоги дополнительного образования.
Своими впечатлениями от посещения планетария поделилась ученица 4‑го класса Ксения Соколова:
- 25 апреля 2019 года ребята 4‑х классов побывали в школьном планетарии. Там было очень интересно и познавательно! Я и мои друзья узнали много нового о звездах, планетах и о нашей Галактике. Особенно нам понравилось разглядывать звездное небо, лежа на полу. Было ощущение, будто лежишь на лугу и глядишь в ночное звездное небо! После посещения планетария нам захотелось изучать науку о звездах - астрономию. Всем советую сходить в школьный планетарий! С удовольствием посещу его снова.
А вот еще одно мнение - Алены Александровны Галочкиной, мамы пятиклассницы нашей школы:
- Зима в этом году выдалась необычайно теплой. Небо постоянно в облаках, которые скрывают от нашего взгляда мириады звезд. Поэтому особенно радостны редкие вечера, когда удается увидеть черное полотнище, усыпанное мерцающими точками. Чувство восторга возникает при разглядывании ясного неба! Как правило, родительская лекция о звездах невелика: Большая Медведица, Полярная звезда - вот и все, пожалуй. Каково же было мое удивление, когда моя дочь-пятиклассница незаметно переняла эстафету и показала сначала зигзаг Кассиопеи, потом три яркие звезды - пояс Ориона, созвездия Лебедя, Пегаса и другие… А еще рассказала, что в нашей школе появился мобильный планетарий - переносной космос в масштабах образовательного учреждения. Вспомнила, как всем классом ходили на экскурсию, за что благодарна учительнице Е.Н.Пантелеевой и школе!
Очень здорово, что астрономия не выпала из образовательного процесса, а осталась самостоятельным важным предметом и теперь виртуальные путешествия по просторам Вселенной стали возможны. Они расширяют кругозор юных исследователей, заставляют задуматься о вопросах мироздания. Дети своими знаниями удивляют и радуют родителей во время вечерней прогулки!
А теперь звездная дорога ведет в старшую школу. Здесь обучение предметам продолжается уже на профильном уровне. С сентября 2015 года школа включилась в проект «Инженерный класс в московской школе», имеющий главной целью подготовку компетентных специалистов, необходимых экономике города и востребованных на современном рынке труда. В рамках данного проекта учащиеся инженерного класса ежегодно представляют свои работы на Московском городском конкурсе проектов и на предпрофессиональной конференции «Инженеры будущего». В этом году ученики 10‑го инженерного класса сконструировали и собрали своими руками пушку Гаусса, которую можно использовать для вывода космического аппарата на орбиту в части телескопов для изучения космического пространства. Осознанно, со смыслом и вдохновенно берутся наши ребята за посильные им на данном этапе задачи и стараются всегда идти на шаг вперед. Нелегко им порой бывает - приходится преодолевать трудности. Теория и практика осваиваются под руководством наших педагогов, преподавателей вузов, сотрудников предприятий. Потом приходит опыт, который требует больше практики и теоретических знаний. Так рождается новый ученик московской школы, который готов к дальнейшему обучению, жизни и труду!

Ирина КАЗАРИНА,
директор школы №1434