Если собрать все это воедино, получится колоссальное информационное облако, окутывающее любого, кто имеет свой аккаунт, блог или журнал, зарегистрирован на самых разных порталах, сайтах, форумах, площадках и тому подобном. Разумеется, далеко не каждый готов «светиться», публикуя свои настоящие ФИО и личные данные, есть целая субкультура анонимусов, предпочитающих что-либо писать и куда-либо заходить под изощренным ником/юзернеймом, с ничего не значащей аватаркой/юзерпиков, взятыми с потолка датой рождения, местом жительства и родом занятия.
И все же, как утверждают знающие люди, идентифицировать человека в Глобальной паутине не так сложно, как может показаться. А уж если учесть, что во многих случаях он прямо заинтересован указывать настоящие сведения о себе, то сформировать единый массив данных о каждом пользователе - задача вполне решаемая. Например, ученики могут быть зарегистрированы на школьных сайтах, прописаны в электронных журналах и дневниках, параллельно их ФИО заносят организаторы всевозможных олимпиад и конкурсов, порталов, где проходит тестирование или дистанционное обучение, там же указаны результаты учебной и внеурочной деятельности.
Все это приводит к тому, что теперь за каждым именем стоит своего рода послужной список, куда входят полученные человеком оценки и баллы, присвоенные ему грамоты, дипломы, сертификаты, отметки о прослушанных курсах, сданных экзаменах, присвоенных квалификациях и много чего другого.
А вот тут, как говорится, хочется поподробнее.
Недавно с высокой трибуны было озвучено мнение, что в современных условиях на выходе из школы можно было бы вообще обойтись без экзаменов, ибо на этот момент практически у каждого ученика уже есть огромное цифровое портфолио, сформированное либо им самим целенаправленно, либо электронной системой, тщательно изучившей все его активности и цифровые следы за все время его пребывания в Сети. Именно эта система, настроенная на поиск самой разной информации о том или ином человеке, способна лучше любого педагога и даже самого юзера создать максимально полную картину о нем самом. Ведь, чего греха таить, нередко бывает так, что мы где-то что-то сделали (например, организовали субботник, выступили на конференции, провели интересную экскурсию) да и забыли о том, и это нигде не отмечено, а зря, ведь любое доброе дело должно быть вознаграждено.
Но кто сказал, что отмечены будут только добрые дела? Ведь понятие «цифрового следа» куда более емкое, нежели упоминание о наших заслугах.
Написал человек когда-то в каком-то своем посте что-нибудь грубое, матерное, оскорбительное - и это тоже след. Разместил в своем интернет-журнале ссылку на порноролик, фашистскую символику, мерзкую карикатуру или националистический лозунг, не важно, что это было много лет назад, главное, что оно было, и может быть (а скорее всего, обязательно будет!) приобщено к делу. Сфоткались люди после пьяной вечеринки в непотребном виде, написали какую-нибудь глупость и чушь под своим или чужим изображением - в информационном «облаке» это все обязательно останется в тесной связи с чьим-либо именем.
Вот уже который год работники системы образования никак не могут прийти к единому мнению, имеет ли право девушка размещать в Сети свои пляжные фотографии, на которых она в купальнике, если девушка эта - педагог. Кто-то считает, что образ учителя в неглиже сильно вредит репутации как самого человека, так и всей школы. А кому-то глубоко безразлично, что кто-либо делает в свое свободное время, главное, чтобы он не нарушал закон, хорошо знал и умел преподавать свой предмет.
Тем не менее в других странах при поиске сотрудников солидные организации тщательно изучают не только его документы, но и интересуются содержанием его аккаунтов. Ведь можно взять человека с отличным резюме и хорошими рекомендациями, а потом случайно окажется, что в Сети он ведет себя весьма неэтично, грубит людям, распространяет лживые слухи, глумится над ценностями своих работодателей. А еще хуже, может внезапно оказаться, что этот человек когда-то был уволен за воровство, сексуальные домогательства или рукоприкладство… Кому это нужно?
Периодически мы становимся свидетелями внезапного взлета тех или иных чиновников, поднятых до уровня министров, заместителей председателей или советников президентов. Дотошные журналисты моментально начинают искать компромат на этих людей и, что удивительно, находят много интересного. Удивительно это потому, что чиновники почему-то не удосужились подтереть даже то, что лежит на поверхности, почистить свои «авгиевы конюшни» былых времен. Конечно, никто из нас не святой, и если покопаться, то у каждого можно найти то, к чему можно придраться и предвзято истолковать. Но бывает и так, что человек в Интернете призывает стерилизовать многодетных матерей, чтобы не плодились, как кошки, а потом становится чиновником Минздрава. Или товарищ часто и с наслаждением называет детей уродами, баранами и кретинами, а потом его берут в Департамент образования. Или восхищается подвигами власовцев и лесных братьев, а потом делает карьеру в системе Минкульта.
А теперь попробуем задаться вопросом, что со всем этим делать. Ведь если предположить, что цифровой след призван помочь вам составить полное представление о человеке, то надо согласиться с тем, что знать нужно как о его светлых, так и о темных делах. Например, если к вам приходит новый ученик, студент или работник, хорошо понять, кто это и чего от него ждать. Ибо кто предупрежден, тот вооружен. В этом смысле «облачное» досье как раз то, что вам нужно. И оно, кстати, поможет вам понять не только натуру человека, но и увидеть развитие этой натуры в динамике. Скажем, десять лет назад он писал исключительно на «падонкаффском языке» и только на низменные темы, пять лет назад остепенился и задумался о вечном, а недавно у него в жизни произошла трагедия, и теперь он пишет только о Боге, любви и смирении. Или наоборот, что более вероятно.
Однако тут самое время спросить опытных руководителей, что они думают по этому поводу.
- Если честно, я не особо интересуюсь, что там у человека было до меня, как он себя вел в других школах, - признается Максим Иванович, директор школы. - Во-первых, очень многое становится ясно уже в момент первого знакомства, во-вторых, я ведь беру его на испытательный срок, а в-третьих, всегда надеюсь, что у меня он будет не таким, как у других, а лучше.
- Я убеждена, что каждый человек имеет право на ошибку, особенно школьник или студент, - считает Софья Тимофеевна, преподаватель колледжа. - А это значит, что какие-то его грехи, проделки и проступки должны остаться в прошлом. Надо провести с ним воспитательную работу, убедиться, что он все правильно понял, и больше к этому не возвращаться. А нам, по сути, предлагают каждый раз напоминать о том, чего человек стыдится, и всякий раз возвращать его к тому, о чем бы он предпочел забыть. Разве это педагогично?
- Я совершенно точно знаю, что многие мои студенты в школе были, мягко говоря, не ангелами, - говорит Николай Сергеевич, ректор университета. - Но если я начну относиться к ним не так, как к другим, настороженно, ожидая от них какой-нибудь гадости, то, скорее всего, как раз ее и получу. И наоборот, если студент поймет, что здесь он начинает жизнь с чистого листа, в новом коллективе, где о нем никто ничего не знает, то он будет заинтересован в создании положительного имиджа. А выискивать какие-то гадости из прошлой жизни других людей, по-моему, неконструктивно и аморально.
- Я начинала работать еще в Советском Союзе, - воспоминает Кристина Альбертовна, преподаватель гимназии, классный руководитель. - И, конечно же, прекрасно помню, как мы на каждого выпускника писали характеристики. Любой из нас отлично помнил все, что тот или иной школьник сделал за годы нашего с ним знакомства. Мы имели полное право написать и о достоинствах, и о недостатках, выразившихся в реальных действиях или бездействии. Но мы понимали: нет никакого смысла вспоминать былые обиды и ворошить прошлое, лучше дать человеку шанс почувствовать себя свободным от старых грехов, дать понять, что мы верим в него и надеемся на него. И такой подход всегда приносит свои плоды.
…В сухом остатке мы получаем следующее.
Каждый человек должен понимать, что поисковые системы, равно как и технологии BigData, постоянно совершенствуются, а значит, уже сейчас те, кто ими владеет в полной мере, способны сравнительно легко получить о любом из нас гораздо больше сведений, чем нам бы хотелось. И следовательно, нужно быть весьма осторожными в своих высказываниях и предельно корректными в своих поступках.