«В нашу школу ты можешь зайти только тогда, когда одновременно имеешь паспорт, бахилы и личное приглашение школы. А как при этом с тобой разговаривают учителя - отдельная тема» - такие сетования от родителей приходится и нам слышать довольно часто. Безконфликтное взаимодействие школы и семьи - проблема вечная. И это притом что и родители, и педагоги одинаково заинтересованы в качественном образовании школьников.
Что же наблюдается в наших школах? На собрания как не ходили, так и не ходят большинство из родителей. Особенно папы. А те мамы, кто часто бывает в школьных стенах, выполняют роль девочек на побегушках.
Кто виноват в создавшейся ситуации? Будем честны сами с собой: виноваты все - классные руководители, которые не хотят или не могут поменять свою педагогическую позицию, администрация школы, не желающая признавать данное направление деятельности педагогического коллектива приоритетным, районные управления образования, для которых главными являются ЕГЭ, профилизация, модернизация, оптимизация и родительское мнение по поводу всех этих «заций» никого из них не интересует. Виноваты и сами родители: большинству из них удобно отдать ребенка в школу, а потом только предъявлять претензии к учителям. Самое печальное в этой ситуации - никто не хочет признать свою вину, каждый находит для себя оправдание - сверхзанятость, вал отчетов, отсутствие свободного времени для полноценного общения и т. д. и т. п.
Но ситуацию можно и нужно менять. Предлагаю воспользоваться хорошо проверенным опытом, а именно: разделить класс на пятерки, в данных микроколлективах помочь детям выбрать своих лидеров. Лидеров объединить в актив класса - основу ученического самоуправления.
А вот теперь самый важный шаг: вокруг пятерок детей объединить их родителей, они выберут своих лидеров, лидеры объединятся в родительский комитет - исполнительный коллегиальный орган управления в коллективе родителей класса. Каждый член родительского комитета работает только со своими, то есть с четырьмя, семьями. Каждая пятерка родителей организует только одно дело в течение учебного года. Это может быть день рождения класса, новогодний праздник или организация зимних каникул, окончание учебного года или праздник семьи. Очень помогают конструктивному сотрудничеству семьи и школы следующие мероприятия.

Домашние вечера родительского актива
Поочередный сбор родительских лидеров. Раз в месяц (лучше - в определенный день, например, последний четверг месяца) актив координирует деятельность своих пятерок, планирует основные подходы к организации классного дела. Важна неформальная обстановка, за чашкой чая общение проходит живее. Эти вечера заменяют традиционные заседания родительского комитета.

Классная цепочка
Лидеры имеют номера телефонов друг друга и «своих» семей. Из телефонных номеров лучше действительно выстроить цепочку: лидер Татьяна Ивановна звонит Нине Тимофеевне, та следующей маме. Оперативно решаются вопросы жизни класса, экономится время, улучшаются результаты работы.

Школа родительского актива
Нужна в любом образовательном учреждении для обучения лидеров родительских коллективов классов. Организуется такая школа педагогическим коллективом, работает на основе положения о школе родительского актива и образовательной программы.

Карта активности родителей
Напоминает развернутый лист классного журнала: список по пятеркам с датами и условным обозначением роли той или иной семьи в конкретном деле: «О» - организатор, «У» - участник, «П» - присутствующий, «-» - отсутствующий.
Вторая половина карты отражает «правую» страницу журнала: дата и мероприятие. Карта активизирует деятельность семей, пятерок, родительских коллективов. К тому же служит основой при организации поощрения мам и пап.

Рождественские встречи семей отличников
Проводятся в новогодние каникулы. Семьи отличников получают специальное приглашение за подписью директора школы. Готовятся специальный сценарий, благодарственные письма, сюрпризы, подарки.

Соглашение о деловом партнерстве
Заключается между родительским комитетом школы и администрацией, а также между классным руководителем и родительским комитетом класса.
Помогает разделить полномочия между родителями и педколлективом в организации конкретных дел в классе и школе в течение учебного года.
Итоги выполнения соглашения подводятся на деловых встречах родительского коллектива и клас­сного руководителя, педколлектива и общешкольного родительского актива.

​Елена БАЧЕВА, отличник народного просвещения РСФСР, ректор Академии родительского образования, Пермь