Конкурсный ландшафт образования

Мечты, как звезды… Возможно, вам до них никогда не дотянуться, однако, если вы устремитесь к ним, они приведут вас к вашей судьбе.
Гейл Диверс


Сразу подчеркну, что конкурс «Успешная школа» очень органично и успешно вписался в новый ландшафт российского общего образования, причем не столько в уже сложившийся, а скорее в складывающийся.
Выстраивается такая пирамида основных федеральных конкурсов: «Учитель года» (персональный для педагогов) - «Учитель будущего» (для команд образовательных организаций) - «Успешная школа» (для образовательных организаций в целом). Понятно, что это не заданная сверху пирамида, но сложилась она очень правильно и охватывает все субъектные страты системы российского общего образования. Разумеется, это конкурсы разного масштаба, официального ранга и статусности состава оргкомитетов, но, безусловно, все они значимы, приковывают к себе интерес общественности и представителей власти.
А самое главное - конкурсы выступают признанными драйверами прорыва российского общего образования в Топ-10 мировых общеобразовательных систем.

«Успешная школа» - великая Россия!

Возьмите идею. Сделайте ее своей жизнью - думайте о ней, мечтайте о ней, живите ею. Пусть ваш разум, мышцы, нервы, каждая часть тела будет наполнена этой одной идеей. Вот он - путь к успеху.
Свами Вивекананда

Каковы же специфичное место и значение конкурса «Успешная школа» в общем процессе развития российского общего образования как площадки профессионального взаимодействия общеобразовательных организаций в области развития у школьников ключевых компетентностей XXI века?
Как известно, успех - это:
    достижение поставленных целей в задуманном деле;
    положительный результат;
    общественное признание.
Для трактовки результатов конкурса важна каждая из этих слагаемых успеха. Здесь встречаются команды неординарных школ, мыслящих широко и креативно, с нестандартным взглядом и собственным мнением. Действительно, нам всем сейчас важно в сфере образования работать на успешный результат, а не просто осуществлять образовательный процесс, добиваться значимых достижений для субъектов образования, школы, социума, России в целом.
И конечно, государственное и общественное признание так важно сейчас нашим школам и педагогам в решении масштабных задач, поставленных в национальном проекте «Образование» для процветания нашей Родины.
Внутреннюю драматургию конкурса и его специфичный и вкусный изюм составила совокупность современных тренинговых технологий в режиме мозговых штурмов и проектных сессий, которые были направлены на демонстрацию участниками конкурса ряда ключевых компетенций:
    рефлексивности;
    прогностичности;
    реализуемости;
    командности (сообщности).
Рассмотрим эти важнейшие признаки высокого уровня профессионально-личностных компетенций у участников конкурса.
Рефлексивность. В ходе конкурса рельефно проявилась способность участников к критическому осмыслению как собственного проекта, так и кейсов других участников.
Особо подчеркнем изначальный перспективный залог, который был задан уже самой философией конкурса. Одно из заданий на заочном этапе подразумевало представление кейса по тем проблемам, которые пока не удается решить, и должно было содержать информацию об опыте поиска потенциально эффективных способов преодоления выявленных барьеров, о недостающих ресурсах.
Прямо скажем, это задание было выполнено участниками наиболее слабо, поскольку предполагало рефлексию несделанного, обнажение нерешенных проблем, что не свойственно успешной педагогической ментальности.
Прогностичность. Еще одна специ­фичная ипостась конкурса - его рельефно выраженный прогностично-футурологический характер. На это была нацелена форсайт-сессия, предполагающая совместное обсуждение и проектирование образа успешной школы будущего, где участники должны были продемонстрировать навыки системного и оперативного анализа траекторий обновления общего образования, формирования образов желаемого и возможного будущего, моделирования реалистичных и эффективных траекторий продвижения к заданной цели.
Реализуемость. Участникам необходимо было продемонстрировать потенциал для диссеминации предлагаемых решений, представить способы трансляции наиболее эффективных методик, технологий и моделей организации образовательного процесса, успешно реализуемых общеобразовательными организациями в целях развития у школьников ключевых компетентностей XXI века.
Командность. Примечательной спецификой и визитной карточкой конкурса являлся полисубъектный характер участников. Каждую образовательную организацию на очном этапе представляла команда, состоявшая из представителя администрации (как правило, это был директор), учителя, ученика и родителя (4 человека). Конечно, при этом большое значение приобретали внешняя и внутренняя коммуникация в команде, умение строить конструктивный и продуктивный уважительный профессиональный диалог в целях выработки совместных решений.
Подчеркну, что в каждой из этих персональных групп среди участников конкурса рельефно выделялись директора-лидеры, думающие учителя, современные родители и совершенно взрослые дети. Понятно, что у каждого из этих субъектов свой персонализированный образ успеха.
Не решусь сказать, что они в равной мере присутствовали в каждой из команд, но на одну характерную особенность обращу внимание - это гибкие ролевые позиции. Глубоко погруженные в тонкости современной образовательной проблематики родители ничем не уступали и даже превосходили учителей. Некоторые учителя смотрелись профессионально сильнее директоров. А дети были вообще необыкновенные. Прямо шагнувшие из программы «Лучше всех!».
Командность в пространстве конкурса проявлялась многоаспектно. Одна команда, выступая с экспертным оппонированием, должна была содействовать другой в продвижении заявленного проекта посредством передачи собственного инновационного опыта в условиях интер­активного профессионального взаимодействия, а затем, уже в сводной группе определить ближние, средне-, дальнесрочные (до 2035 года) тенденции развития российского образования.

Драйверы прорыва к успеху

Всегда выбирайте трудный, сложный путь - на нем вы не встретите конкурентов.
Шарль де Голль

Как профессиональный историк образования могу авторитетно констатировать, что на всем протяжении развития российской школы всегда подчеркивались ее опасное отставание от реальной общественной жизни и тем более от современного производства, хроническая невозможность применить полученные в школе научные знания в окружающем социуме и практической жизни.
Действительно, даже в период третьего промышленного уклада скромные школьные мастерские и незатейливые лаборатории космически отставали от оборудования промышленных предприятий и вузовских лабораторий.
Промышленная революция 4.0, связанная с информационным промышленным укладом, все волшебно преобразила и сказочно преодолела технологическое отставание школы от производства. Сейчас цифровая инфраструктура и по «железу», и по программному обеспечению в успешных школах ничем не уступает, а, как правило, превосходит оборудование на предприятиях и в университетских аудиториях.
То же можно сказать и об образовательных технологиях. Понятно, далеко не везде, но мы сейчас не о депрессивной жизни.
Все эти цифровые драйверы информационного общества и обеспечивают современной школе прорыв в будущее. Для школы успеха равно близки три главных феномена современного общества: искусственный интеллект, биоинженерия и экология. Причем школа в силу ее компактности быстрее и успешнее способна реагировать на новый софт, чем малоповоротливые университеты и предприятия.
Все эти общие размышления адресно обращены к участникам конкурса, представлявшим наиболее конкурентоспособные, востребованные образовательные организации страны, содействующие определению приоритетов и перспектив развития общего образования будущего, генерирующие новые идеи и воплощающие их в жизнь.

Грани успеха

Если ты хочешь быть лучше остальных, то приготовься делать то, что остальные не хотят делать.
Майкл Фелпс


У каждой успешной школы, безусловно, свое понимание успеха. Вместе с тем при некоторой условности отнесения к тому или иному кластеру кейсов, носящих подчеркнуто интегративный характер, всю совокупность проблематики представленных на заочный тур конкурса заявок без их персонализации можно представить следующим образом:
    формирование ключевых компетенций XXI века (интеллектуально-компетентностный успех) - 58;
    цифровая школа (информационно-коммуникативный успех) - 18;
    предпрофессиональная подготовка и профильное образование (профессиональный успех) - 40;
    воспитательные практики и деятельность образовательной организации в социуме (социальный успех) - 39.
Сразу подчеркну, в этих кластерных доминантах верно и цепко схвачены все основные тренды развития российского общего образования. Более того, эти приоритеты органично отвечают современной образовательной политике, ее актуальным сценариям, точкам роста и форсайтам.
Все это красноречиво свидетельствует о том, что наша народная школа как любящая дочь России органично восприняла социальный заказ государства и общества в сфере образования, адекватно и оперативно среагировала на вызовы и риски современности и воплотила их в чеканные модели и технологии.

Будьте реалистами - требуйте невозможного

Конкурс «Успешная школа», как Синяя птица, помогает школам взлететь.
Светлана Соколова


Среди проблемного поля заявленных кейсов наибольший удельный вес получили идеи и проекты, нацеленные на развитие у школьников ключевых компетентностей XXI века, как направления формирования успешности участников образовательного процесса и образовательной организации.
Что и неудивительно, поскольку это органично отвечало заявленному организаторами образу будущего - «из школы должен выйти представитель молодого поколения, не только овладевший определенными знаниями, но и умеющий работать в коллективе, коммуникабельный, творчески и критически мыслящий, способный к самообучению, с высоким уровнем эмоционального интеллекта, то есть обладающий ключевыми компетентностями (навыками) ХХI века».
В данной связи особый интерес вызвали кейсы, обладающие потенциалом для успешной реализации, которые внешне не ставили выходящих за стены школы задач, а были направлены к повседневным насущным проблемам современного образования. Но как раз без их решения ворваться в мировую десятку систем общего образования невозможно.
Среди тех трендов, которые воплощали в своих проектах школы - участницы конкурса, можно встретить реализованные проекты по следующим направлениям:
    по формированию и оценке метапредметных результатов - «Технология межпредметного погружения с использованием технологии модерации», «Метапредметная творческая лаборатория как модель организации образовательного процесса в успешной школе», «От навыков XXI века к «четырехмерному образованию»: интеграция современных технологий в образовательный процесс»;
    по развитию критического мышления - «Технология развития критического мышления (ТКМ)»;
    по развитию креативности (как способа воплощения в жизнь элементов модели 4K) - «Формирование развивающей среды, позволяющей вовлечь обучающихся школы в научно-исследовательскую проектную деятельность в рамках реализации проекта РАН «Опорные школы», «Современная модель работы с одаренными детьми «Малая академия гениев «МАГ», «Школьная академия естественных наук», «Научное общество учащихся «ЭРА», «Ресурсный центр «Школьный этногеологический музей - центр изучения естественных наук»;
    по развитию способности управления эмоциями в целях улучшения межличностных отношений - «Клиентоориентированность как ключевая компетентность XXI века»;
    по развитию различных видов грамотности (гражданской, технологической, финансовой) - «От финансовой грамотности к финансовой культуре», «От школы социального успеха к школе финансовой грамотности».

Королевство Цифра

Чтобы быть успешным, нужно, чтобы была страсть к тому, что вы делаете.
Стив Джобс


Поскольку процесс создания цифровой среды в образовательной организации, а тем более цифровой школы, стартовал недавно, то наивно было бы ждать серьезных реализованных проектов. Но все же и в этом кластере есть материал для анализа и первые результаты.
Здесь рельефно выявились два ракурса в создании цифровой среды:
    использование цифровых платформ «Построение в гимназии модели персонализированного образования на основе цифровой платформы», «Цифровая мотивационно-поддерживающая образовательная среда «Ключ», «Модель организации образовательного процесса «Искусственный интеллект в управлении школой», «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ)», «Методика организации образовательного процесса в профильном полицейском классе в условиях сетевого взаимодействия»;
    создание структур, действующих на цифровой основе, - «Музей проживания «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», «Создание школьного медиапространства «Школьная телестудия», «Проект «Первое Задонское телевидение».

Будущие капитаны производства

Успешные люди делают то, что неуспешные не хотят делать. Не стремитесь, чтобы было легче, стремитесь, чтобы было лучше.
Джим Рон


Наиболее мощное, даже жизнеутверждающее, впечатление произвел кластер кейсов, обращенных к предпрофессиональной подготовке, прежде всего в сфере инженерного, агрономического и медицинского образования.
Всмотримся в проблематику проектов, которые можно разнести по трем основным сегментам:
1. Профессиональное самоопределение учащихся на основе организации технического творчества обучающихся: «Профессиональный навигатор», «Внедрение модели профессиональной ориентации как ресурса повышения мотивации обучающихся на получение профессионального образования», «Формирование ключевых компетенций кадет-спасателей в условиях начальной профильной подготовки», «Учебные практики в рамках ресурсного центра предпрофильной и профильной подготовки обучающихся с разными возможностями здоровья в условиях сельской школы», «Исследуем вместе с роботами», «Ракетомоделирование при помощи 3D-технологий», «Площадка для освоения основ робототехники «Робостарт», «Классы «Силаэдр» как система подготовки молодых ученых и инженеров», «Школа как кузница кадров», «Программа «Инженер сервисного центра. Базовый уровень».
2. Создание интегративных школьно-производственных структур: «Школьная технологическая лаборатория «Hit-инженеры будущего», «Школа инженерных наук», «Межрегиональный биологический хакатон Alces farm», «Модель организации образовательного процесса «Хозяин земли», «Агрохакатон NEXT-AGRO», «Создание класса инженерного мастерства по ремонту и эксплуатации мобильной электроники», «Образовательная сеть «Школьный технопарк» как ресурс формирования и развития инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций обучающихся», «Образовательный технопарк», «Техноцентр «Мастеровой» как средство реализации внеурочной деятельности технической и технологической направленности», «Коворкинг-центр «Акватория».
3. Порождение собственных старт­апов и пилотных предпринимательских структур: «Технология «Кооперативное обучение как залог успеха всех и каждого», «Обучение предпринимательству - инвестиция в будущее», «Развитие предпринимательских навыков в контексте стремительно меняющихся внешних условий», «Свое дело», «От учебной фирмы до малого инновационного предприятия».
Как видно даже по названиям проектов, фирменные черты этого кластера успешных школ - интеграция общего и профессионального образования, преподавание в общеобразовательных организациях профессоров из профильного университета, современная, а местами и суперсовременная инфраструктура, обязательная неоднократная производственная практика в базовых учреждениях на различных профессиональных позициях и, конечно, постоянное использование для подготовки будущих инженеров потенциала кванториумов, что действительно жизненно важно. Здесь реально происходит реализация школьниками своих первых стартапов.
Но для меня как педагога главное даже не все это. Существеннее, что в школах благодаря приглашенным специалистам особое внимание уделяется воспитанию будущего инженера, агронома и врача с младых ногтей на особой профессиональной этике, на лучших традициях великой русской инженерной и агрономической школы, нравственном кодексе Гиппократа.

Школа окнами в социум

Многие люди, ничего не достигшие в жизни, и не подозревают, насколько они были близки к успеху в тот момент, когда сдались.
Томас Эдисон


Примерно треть проектов заочного тура и участников финала - это школы из малых российских городов, закрытых административных территориальных образований.
Конечно, ресурсы и инфраструктура таких школ несравнимы с лучшими образовательными организациями мегаполисов. А вот по душевной щедрости с ними вряд ли кто-то может сравниться.
Вчитаемся в названия некоторых проектов, которые условно можно разделить на две группы:
1. Идентифицирующие и просвещающие: «Системный подход к патриотическому воспитанию подрастающего поколения в условиях празднования 75‑летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне», «Здоровая нация - залог успешного будущего», «Система социокультурных практик как основа формирования гражданской идентичности», «Родной язык - сокровище народа», «Успешная сельская школа - школа новых возможностей», «Создание системы этнокультурного образования «Школа - хранительница этноса», «Создание центра бытовой и духовно-нравственной культуры народов Дона как условие формирования национально-гражданской идентичности в этнокультурной среде».
2. Социально-созидательные: «Школьное лесничество «Друзья леса», «Социальный проект «Теплый дом», «Поисковая группа «Обелиск» как центр военно-патриотического воспитания», «Интеграция школы в городское событийное пространство через создание и развитие волонтерского центра «ВО!», «Добровольческая помощь социально незащищенным слоям населения как основа формирования морально-нравственных качеств личности обучающегося средней школы», «Школьная служба примирения как инновационный метод работы по профилактике правонарушений среди обучающихся», «Система поддержки родителей «Новый взгляд».
Все это исключительно важно. Мы видим, как буквально на глазах государственная образовательная политика все больше разворачивается по направлению к регионам. Сейчас центрация идет на высшей школе. Для региональных вузов будут выделены тысячи дополнительных бюджетных мест для социально значимых специальностей.
Для того чтобы лучшие выпускники, а для ряда территорий и вообще любые выпускники, оставались жить на своей малой родине и способствовали ее преуспеванию, необходимо сначала ее обустроить, создать комфортную инфраструктуру, рабочие места. Для этого реализуются программы «Земский учитель» и «Школы РАН».
Во многих малых городах и поселениях школа сейчас выступает главным социокультурным драйвером и оберегом!

А напоследок я скажу...


Я этого хочу. Значит, это будет.
Генри Форд


Так по жизни получилось, что весной уже былинного 1988 года я выступил единственным экспертом самого первого конкурса проектов авторских школ, организованного «Учительской газетой» и клубом «Эврика». И даже опубликовал большую аналитическую статью («Вместо рецензии каждому - общий портрет (об итогах конкурса проектов авторских школ)», «Учительская газета» от 18 июня 1988 года).
Потом на протяжении 32 лет выступал экспертом и членом жюри большинства проходивших в стране конкурсов в сфере образования.
Сообщил об этом только по одной причине - со всей компетентностью подчеркну, что с таким высоким профессиональным уровнем представленных проектных материалов, реализующих задачи развития у школьников ключевых компетентностей XXI века для создания образа успешной школы будущего, мне за все годы не приходилось сталкиваться.
В данной связи в заключение хотелось бы высказать ряд конкретных предложений:
1. Конкурсные идеи, выдвинутые самой передовой практикой, не могут остаться втуне, поскольку содержат готовые и целостные концепты и модели реализации основных направлений развития российского общего образования.
Как метафорично отмечается в положении, «Всероссийский конкурс «Успешная школа» стоит рассматривать как инструмент поиска ответов на трудные вопросы в образовании и педагогике, как инструмент междисциплинарного исследования образовательных систем, как «дорожную карту» для прохождения сквозь «неопределенное и неизведанное», которая помогает сделать обдуманные шаги в направлении разработки и апробации образа успешной школы будущего».
Проекты участников обязательно должны быть востребованы и отрефлексированы Министерством просвещения РФ, особенно его подведомственными научными подразделениями, лабораториями и центрами Российской академии образования.
2. Поскольку в каждом из кластеров рельефно проявились признанные лидеры, представляющие уже готовые к внедрению продукты, и вместе с тем определились те школы, которые еще только вступают на эту стезю, напрашивается задача - при возможности провести ряд кластерных проектных семинаров, объединяющих образовательные организации, работающие в одном направлении. Следует по каждому из направлений выстроить «дорожную карту» продвижения вперед от успеха к успеху.
3. В целом необходимы:
    создание банка общеобразовательных организаций, успешно реализующих задачу развития у школьников ключевых компетентностей XXI века;
    рефлексия обладающих потенциалом для тиражирования методик, технологий и моделей организации образовательного процесса;
    информационная, методическая и финансовая поддержка перспективных идей и проектов.
В данной связи значимо, что конкурсные материалы лауреатов, представленные на заочный этап, и работы иных участников, заслуживающие, по мнению жюри, внимания профессионального сообщества, будут опубликованы в печатных и электронном изданиях АО «Издательский дом «Учительская газета».

***
Сейчас караван российского образования растянулся донельзя. Когда авангард уже штурмует подступы к первой десятке в мировом рейтинге, арьергард еще даже не знает, что положить в рюкзаки.
В данной связи надо сделать все возможное, чтобы идеи и технологии из конкурсных проектов были осмыслены и вошли в современное общее образование. Была создана площадка профессионального взаимодействия успешных общеобразовательных организаций в области развития у школьников ключевых компетентностей XXI века, а общеобразовательные организации вовлечены в продвижение, внедрение и апробацию таких методик, технологий и моделей организации образовательного процесса.
Когда все это постепенно произойдет, то успешной станет каждая российская школа. Ведь если мечтать, то ни в чем себе не отказывать!

​Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член экспертной группы и жюри конкурса «Успешная школа»