- Арина Геннадьевна, в школе пьесу «Горе от ума» проходят в девятом классе, а к участию в конкурсе диктантов приглашаете семиклассников. С чем это связано?
- В январе этого года исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова, а мы по традиции всегда выбираем для диктанта писателя-юбиляра. Одновременно - так уж сложилось в наших конкурсах - мы обычно немножко опережаем школьную программу.
В данном случае задача диктанта - познакомить ребят с личностью Грибоедова, который обладал разнообразными талантами, реализовал себя во многих областях, имя которого занимает значимое место в истории и культуре России, несмотря на то что жизнь его была короткой - всего 34 года.
Александр Грибоедов владел несколькими европейскими и восточными языками. В 17 лет он получил степень кандидата словесных наук, а поступил в Московский университет одиннадцатилетним. Писал музыку, его вальсы исполняют до сих пор.
Да, он был одарен, но одарен еще душевно и нравственно, у него были принципы, которыми он не мог поступиться. Известно, что он не хотел быть дипломатом, не хотел ехать в Персию, многие считают, что он предчувствовал свою гибель, но поскольку выбрали именно его, он выполнил свой долг. В очень сложном регионе, который всегда был ареной противостояния разных стран, Александр Сергеевич Грибоедов делал все, чтобы Россия занимала подобающее ей место, продвигал российские интересы и погиб там же, на боевом посту, как человек долга и чести.
Его комедия «Горе от ума» - редкий случай, когда писатель одним небольшим произведением остается в памяти людей на века. Обычно это какие-то монументальные книги, как у Сервантеса, например, «Дон Кихот», а здесь пьеса - одна, но совершенно замечательная, и мы действительно повторяем цитаты из «Горя от ума», иногда не подозревая, что это не пословицы, а именно грибоедовские слова.
- Основной темой диктанта будет именно «Горе от ума»?
- Основной темой и задачей диктанта будет знакомство ребят с незаурядной личностью Александра Сергеевича Грибоедова. Мы хотим предложить современным подросткам, семиклассникам, подумать, что значит быть выдающимся человеком сегодня. С этим и связано творческое задание диктанта.
Что касается самой пьесы «Горе от ума», то когда в 9‑м классе учитель начнет говорить о ней с ребятами, личность ее автора уже будет участникам нашего диктанта знакома, у них будет определенный багаж знаний и размышлений о нем, и, конечно, это повлияет определенным образом на интерес к самому произведению.
- Арина Геннадьевна, диктант по Грибоедову - тема школьного, заочного этапа конкурса. А что вы предложите финалистам?
- По правилам конкурса диктантов, имя писателя, которому будет посвящен финальный диктант, заранее не раскрывается, но это тоже будет юбиляр 2020 года.

P.S. Подать заявку на участие в городском конкурсе диктантов могут ученики 7‑х классов школ Москвы до 11 марта 2020 года.
Для участия в заочном этапе необходимо до 21 марта 2020 года загрузить через личный кабинет участника заявку в формате .doc, список участников школьного этапа в формате .doc и отсканированные работы в формате .pdf.
Диктанты оцениваются по стобалльной шкале. Работы участников, набравших максимальное число баллов, поступят на суд жюри заочного этапа, которое определит финалистов.
Заключительный (очный) этап конкурса пройдет в конце марта 2020 года на базе Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, где конкурсантам также предложат диктант и творческое задание. Победители конкурса будут награждены дипломами.

Подробная информация о конкурсе и материалы для участия - на сайте Городского методического центра
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/anonsy/13‑02‑20‑konkurs-diktantov-2020.html​.