В дошкольном детстве у ребенка достаточно ограниченное представление о профессиях, поскольку жизненный опыт еще небогат, а социализация в большом мире еще только предстоит. Перед педагогами дошкольных групп поставлена задача: не только раскрыть мир разных профессий, но и помочь маленькому воспитаннику реализовать в играх свои впечатления и наблюдения, развивать творческую активность, поддерживать интерес к многообразию профессий. Не менее важно при этом развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, а также игровое проявление детских возможностей в различных видах профессий.
Приоритетными технологиями реализации профориентационного направления для педагогов дошкольных групп выступает технология проектной деятельности, которая, с одной стороны, позволяет маленьким воспитанникам получать ответы на свои вопросы по определенному плану, а с другой - запускает механизм поисковой активности в совокупности с исследовательской деятельностью. На наш взгляд, данная технология является мощным инструментом в арсенале современного педагога, поскольку социальная жизнь и бытовое окружение современного ребенка являются довольно насыщенными. И вот тогда рождаются такие сюжетно-ролевые игры, как «Сбербанк», «Аэрофлот», «Строительная компания», «Флорист», «Программист», «Турагенство», а знакомая всем «Больница» превращается в «Многопрофильный медицинский центр». Порой дошколят посещают самые неожиданные идеи для игр, которые сверстники активно подхватывают, и вот уже разворачиваются различные сюжеты, собираются атрибуты для игр, организуется игровая зона, появляются игровые тулбоксы. Так, в игре наши малыши проживают мир взрослых, примеряют на себя роли различных профессий.
Безусловно, информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемым помощником педагога. Однако виртуальная реальность не заменит живого общения, поэтому организация очных встреч для дошколят с представителями профессий является значимым мероприятием. А для наших малышей это целое событие - увидеть настоящего полицейского в своей группе или пожарного, доктора, ветеринара! А еще очень здорово, если этот доктор - твоя мама... Тогда неподдельный детский интерес превращается в обсуждение, расспросы, каждому хочется поделиться со сверстниками тем, что и в его семье есть интересные и важные профессии. Так рождаются детские проекты, в которые оказываются вовлечены все участники педагогического процесса - дети, родители, педагоги.
Безусловно, взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью в нашей системе работы по ранней профориентации дошкольников. А с появлением программы ранней профориентации в KidsCity при поддержке ДОНгМ и чемпионата KidSkills наше партнерство стало более тесным и продуктивным.
Проект KidsCity - это площадка высококачественной ролевой игры, способствующей социальной адаптации детей к взрослой жизни, их интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию. Для педагогов это великолепное дополнение к той системе педагогической работы, которая сложилась в наших дошкольных группах, а для детей это своеобразное кульминационное событие, которое позволяет ребятам погрузиться в специально созданную атмосферу реальности и осознать свою роль в обществе, почувствовать свои предназначение и интересы. Наши ребята с удовольствием принимают участие в этом проекте уже на протяжении двух лет, а педагоги и родители их в этом активно поддерживают. Ответственным является для наших воспитанников участие в чемпионате профессионального мастерства KidSkills. Уже несколько лет подряд команды наших старших дошкольников принимают участие в чемпионате по компетенциям «Сити-фермерство» и «Кулинарное дело». Именно этот чемпионат дает возможность дошколятам погрузиться в среду профессионального мастерства, именно здесь наши ребята пробуют основы профессии, развивают практические навыки, которые, без сомнения, в будущем очень пригодятся ребенку, помогут стать ему успешным. Лидерство, мобильность, кооперация, креативность, уверенность - это далеко не все качества, развитию которых способствует чемпионат. Большая доля ответственности ложится и на плечи наставника команды, как правило, таким наставником является воспитатель группы. Именно он организует работу команды, тесно взаимодействует с родителями участников и готовит ребят по кейс-заданиям компетенции. Порой даже самому опытному педагогу удается с трудом объяснить детям сложные слова и термины, которыми называются, по сути, простые вещи. Таким образом, чемпионат KidSkills - это территория первых профессиональных проб не только для самых маленьких участников, но и для совсем уже взрослых педагогов.
Считаем, что выстроенная нами система работы ранней профориентации дошкольников является своеобразным проводником к реализации целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования. Только в совокупности и при условии интеграции образовательных областей и ключевых городских проектов можно рассчитывать на качественный результат образовательной работы, позволяющий не только профессионально ориентировать дошкольников, но и успешно социализировать их в обществе.

Екатерина ЗАПИВАХИНА,
старший воспитатель школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна