Влияние литературы на человека все-таки опосредованное, чаще всего идет по накопительной линии, иногда проявляется через много-много лет, а иногда не проявляется никак, даже если юный читатель проникся мыслями автора, согласился с его доводами и сделал для себя какие-то выводы. Литература как вид искусства прежде всего должна приносить удовольствие, в этом заключается ее гедонистическая функция, но она должна и расширять кругозор читателя, формировать пытливость ума и развивать этот ум - это познавательная функция искусства. При этом постепенно должна формироваться культура чтения, без которой, по существу, нет развития личности, поэтому в современной школе назрела необходимость пересмотра как содержания урочных и внеурочных занятий по литературе, так и корпуса чтения школьников XXI столетия. Назрела необходимость вспомнить наработки отечественной педагогики и методики, взять из прошлого то, что поможет нам сегодня в образовании и воспитании личности ученика.
Исходя из этого посыла, Школа имени Маяковского запустила в 2018-2019 учебном году проект «ЧС - читательская среда». Подходы к формированию читательской среды начались вроде как издалека, постепенно, но уже сегодня приносят свои плоды - небольшие, но результативные. Сначала решили организовать для учеников встречи с современными писателями и поэтами, чтобы показать другой мир, мало знакомый большинству школьников. Так, по средам во всех четырех корпусах школы стали происходить интересные встречи. Случайно выбранный день - среда - наполнил название проекта двойным смыслом: день недели, посвященный образовательному мероприятию, и создание читательской среды для всего коллектива - детей и взрослых.
Приглашенные современные авторы не только рассказывают о своих произведениях и дарят библиотекам школы книги, чем значительно пополняют их фонды, но и отвечают на вопросы детей разного возраста, а вопросы могут быть абсолютно разными - от любопытных, как стать писателем и что это вообще такое - писательский труд, до серьезных - о жизни, нравственном выборе, о прошлом страны. Весной 2019 года на встрече с Ольгой Громовой старшеклассники задавали много вопросов и по книге «Сахарный ребенок», и об истории нашей страны, о репрессиях, о том, как выжить в нечеловеческих условиях, как растить ребенка. В январе 2020 года писателю Павлу Верещагину, только что издавшему книгу «Рецепт одной войны», восьмиклассники задавали вопросы и о первой любви героев произведения, и о первой любви в жизни человека, и о том, как и почему формируется фашизм сначала в сознании масс, затем как государственная идеология. Если Ольга Громова повествует о тяжелом прошлом нашей страны реалистично, жестко, но понятно и доступно для сознания современных школьников 10-18 лет, поэтому ее книгу сейчас читают со своими учениками преподаватели уже с 5‑го класса, то Павел Верещагин доходчиво говорит о манипуляциях сознанием взрослых и детей на основе вымышленной истории, действие которой происходит в условном европейском городе в наше время. Однако благодаря таким встречам ребята разного возраста потянулись в библиотеку, легче стало внедрять уроки внеклассного чтения, а на кружок «Читательская грамотность» потянулись ученики 5-6‑х классов. Чтение современной литературы в кружке создает своеобразную моду на ту или иную книгу, например на повесть Наталии Волковой «Разноцветный снег», которая легко воспринимается одноклассниками кружковцев.
Надо отметить, что изменилось и отношение учителей словесности к современной детско-подростковой литературе. Если изначально многие утверждали, что таковой просто не существует, а поэтому и говорить нечего, другие были убеждены, что появилась сильная взрослая современная литература, но не детская, то на сегодняшний момент взгляды кардинально изменились. Во-первых, учителям самим надо прочитать то, что будет предложено детям. Это расширяет их кругозор, а также постепенно формирует читательскую среду. Открытие этого сегмента современной литературы некоторых просто потрясло. Во-вторых, учителя увидели, как и на каких произведениях говорить с учениками о жизни и литературе, выстраивая своеобразные мостики между классической литературой и литературой XXI столетия. Такие мостики хорошо работали в советской школе у сильных учителей-словесников, но сегодня мы о них почему-то практически забыли при изучении произведений прошлых веков.
Реалистическая проза XIX-XX веков блестяще справлялась с задачами времени, помогая своим читателям одновременно и испытывать удовольствие от процесса чтения, от погружения в художественное пространство произведения, сопереживания персонажам и вовлечения в действие сюжета, и познавать реальный окружающий мир - мир настоящего и мир прошлого, учиться разбираться в людях и их поступках, учиться понимать внутренние мотивы различных поступков разных людей. Этим-то литература прошлого и привлекала своих читателей, однако не все и не всегда еще понятно и интересно ученикам 8-10‑х классов нового тысячелетия, до большинства тем и проблем отечественной реалистической литературы многие еще не доросли, но, как оказалось, в начале XXI века читатели разного возраста так же ищут в жизнеподобной прозе данную познавательную составляющую. Если ее нет, по меткому выражению одного восьмиклас­сника, получается «не книга, а пустышка, которая ничего никому не дает».
Для формирования эстетического восприятия мира и искусства в Школу имени Маяковского приглашаются современные поэты, пишущие для детей и подростков. Постоянным гостем начальной школы уже стала Дина Бурачевская, которая также встречалась с воспитанниками дошкольного отделения «Маячок». Приезжала Елена Фельдман, чьи стихи очень любят дети 6-10 лет. К средним и старшим классам приходил поэт Илья Плохих, а Геннадий Киселев, встречавшийся с учениками 5-6‑х классов по поводу своей прозаической книги «Посторонним вход разрешен», затем провел поэтический мастер-класс для всех обучающихся школы, пишущих стихи. Эту встречу сложно было закончить, потому что помимо мастер-класса ребята сами читали свои стихи, беседовали с писателем, не желали его отпускать. Это показало, что на самом деле у нас есть не только читающие дети, но и ребята пишущие, на встречу пришли и начинающие прозаики.
Для формирования мотивации к чтению обучающимся разного возраста предлагаются встречи с абсолютно разными авторами, пишущими как жизнеподобную прозу, так и фэнтези или произведения мистического реализма. В школе уже прошли встречи с Екатериной Каликинской, Татьяной Шипошиной, Ириной Краевой, Ладой Кутузовой, Екатериной Тимашпольской, Надеей Ясминска, Любовью Романовой, Мариной Дробковой, Аделией Амраевой, Юлией Лавряшиной, Майей Лазаренской, Мариной Тараненко, Аей Эн, Анной Вербовской, Владимиром Сотниковым, Кареном Арутюнянцем. Некоторые авторы побывали в школе уже несколько раз, так как были востребованы читательской аудиторией других корпусов, узнавшей о встрече именно с этим автором от ровесников или посмотрев информацию на сайте школы.
Современную отечественную детско-подростковую и юношескую литературу, по нашему мнению, как и взрослую, можно условно разделить на высокую и массовую, по-разному помогающую юному читателю подняться и по ступеням взросления, и по ступеням читательского роста. Выходя за рамки сиюминутных проблем, конкретных реалий действительности, в то же время отражая детское мировосприятие с учетом развития психики детей разного возраста, она способствует психологическому и нравственному взрослению читателей той возрастной группы, которой адресована (младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки, юношество).
Создание читательской среды в школе - процесс долгий и сложный, но необходимый, если мы хотим обеспечить своим ученикам интересное будущее. Доказано и медиками, и психологами, что человек читающий - это человек думающий, способный находить нужную ему информацию в различных источниках, анализировать ее и продуцировать в своей дальнейшей деятельности. Читающий ученик чаще всего и лучше учится, потому что заинтересован в учебе, у него проявились познавательная активность, желание познать мир и себя. При этом многие предметы такому ученику даются легче в силу того, что у него формируется навык осознанного чтения, не говоря уже о технике чтения вслух и про себя. У него проявляются творческое начало, стремление что-то создавать самостоятельно как на основе прочитанного, так и в совершенно других областях знания и искусства. Более того, у современного юного читателя появляется читательский досуг - область совершенно интимная и непознанная, но формирующая личность и сознание человека.

Наталья КУТЕЙНИКОВА,
методист Школы имени Маяковского, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО