Вроде бы тема не нова, так как проф­ориентационные экскурсии всегда были важной составляющей как советской, так и российской школы. Но в современных условиях профилизации школьного образования просто необходимо использовать устоявшиеся методы работы на совершенно ином качественном уровне - рассматривая проблему медицинской профориентации обучающихся профильных классов под иным, возможно, парадоксальным углом зрения. Организация профильных экскурсий способствует формированию специальных компетенций выпускника медицинского класса: образовательных, ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных и социально-трудовых.
Нами выделено три типа профильных экскурсий. Экскурсия-просмотр предполагает ознакомление с местом работы человека, с условиями его труда (аптеки, фармацевтические предприятия, лечебные заведения). Экскурсия предполагает ознакомление с историческими материалами, документами, тенденциями развития медицинской отрасли (музеи, выставки). Экскурсии с элементами профессиональных проб предполагают интерактивное овладение профессиональными навыками (музеи медицины, специальные учебные лаборатории). Для эффективного проведения экскурсий Школа имени Маяковского соблюдает следующие этапы их организации. Первый этап - подготовительный. Он включает в себя письмо в профильную организацию с просьбой о разрешении проведения экскурсии, составление списков обучающихся, маршрута следования, проведение инструктажа о правилах поведения на маршруте и в музее, беседы о целях посещения музея. Второй этап - непосредственно проведение экскурсии или занятия, в ходе которого проходят конспектирование материала, практический показ с пояснением, ответы на вопросы, обмен впечатлениями, вручение памяток, буклетов. Заключительный этап - подведение итогов, рефлексия, анкеты, оформление стендов, альбомов.
В ходе профориентационной работы в медицинских классах нами был составлен каталог специальных медицинских музеев и выставок Москвы.
О том, насколько велика роль профориентационных экскурсий в профильные музеи Москвы, говорят отзывы самих старшеклассников:
- У меня исследовательская работа по трансплантологии, а в музее как раз был такой раздел. Я смогла проконсультироваться с экскурсоводом.
- Я была в шоке от аппарата Илизарова, так как никогда не слышала о том, что можно восстановить длину конечности.
- Я считаю, что каждый будущий медик и фармацевт должен посетить этот музей. Особенно заинтересовало открытие Сергея Брюхоненко. Собачья голова, отделенная от тела, жила своей жизнью!
- Я делаю проект, связанный с офтальмологией, и здесь я увидел медицинский набор пробных очковых стекол, сквозной протез роговицы модели Федорова - Зуева.
- Посещение этого музея позволило узнать, насколько была развита медицина в нашей стране в 20-30‑е годы XX века. Музей обладает уникальными предметами, которые связаны с жизнью и деятельностью советских ученых-медиков, с развитием аптекарского дела, а также заводов по выпуску медицинского оборудования.
- Особенно хороша была идея медицинского квеста, позволившая нам с большим интересом изучать экспонаты.
- Поразило обилие медицинских препаратов и приборов, плакатов и книг. Сам музей был оформлен в стиле революционных 20‑х годов XX века.
- В музее я нашла для своего проекта важную вещь - матрицу для формирования суппозиториев. Сфотографировала.
- Как же продвинулась современная медицина! Всего сто лет назад медицинские аппараты были такие примитивные!
Роль экскурсии в формировании гармоничной личности будущего врача, несомненно, велика, так как это старательно продуманный показ истории и современных аспектов медицины, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также содержательный рассказ или лекция специалиста о них. Хорошо продуманные и организованные профильные экскурсии помогают учащимся укрепляться в выборе будущей профессии.

Ольга БЕЛЯЕВА,
Ольга ВОРОНОВА,
учителя Школы имени Маяковского