​Будущее Земли в опасности. На нас ответственность перед настоящим и будущим.
Эрнест Хемингуэй


В обществе растет понимание, что среду обитания необходимо улучшать, а для этого нужны знания, которые помогут пережить период обвального нарастания информации и изменения отношения к условиям жизни, то есть к вопросам сохранения и улучшения окружающей среды. На всех уровнях власти говорят о том, что необходимо убирать Родину, очищать ее от мусора, обучать граждан экологическим знаниям. В нашей школьной практике комплексно развиваем умения и навыки, ведущие к правильной стратегии поведения в процессах природопользования, природоохранительной деятельности, получения научной информации о мире природы, развития субъектного отношения к природе.
Экология - наука пограничная. Она находится на стыке всех естественных наук, поэтому каждый может внести свою лепту в экологическое образование. Его нельзя свести к проведению лекций и вечеров, хотя они тоже нужны. Дать ученику знания еще не значит, что они будут пользоваться ими в жизни. Решить эту задачу позволяют экологическое воспитание и практическая работа, включающая десятки разнообразных дел.
В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики. Этому же служат специальные уроки и классные часы в рамках всероссийских экологических уроков, которые ежегодно проводим в период осенних и весенних акций. Экологические акции - это не только уроки, но и активная практическая деятельность по озеленению школьных интерьеров и оформлению и украшению пришкольной территории и своего микрорайона. Осенние работы связаны с посадками деревьев и кустарников, многолетних цветов. Большое разнообразие на пришкольной территории возникло благодаря фестивалю «Цветочной джем». На клумбах появились разнообразные многолетние злаки и первоцветы.
Ежегодные весенние экологические акции начинаются с Недели детской книги, а заканчиваются в День славянской письменности. В этих акциях слились два общешкольных проекта - «Экология планеты - экология души» и «Непрерывное экологическое образование социума». Весенние работы связаны с обрезкой деревьев и кустарников и оформлением клумб. Уже несколько лет в школе существует отряд эковолонтеров, который не только оказывает помощь на участке, но и организует уборку берега Кожуховского затона, в дошкольных отделениях, в детском парке.
Особое место в экологическом просвещении занимают дошкольные отделения. Здесь и выполнение проектных работ в старших группах, и занятия, проводимые школьниками, и выступления на ежегодной школьной научно-практической конференции, и прогулки по школьной экологической тропе.
Большое внимание уделяем практической и просветительской проектной работе школьников. В настоящее время ученики 2-11‑х классов выполняют многолетние проекты экологической направленности:
- международные проекты ресурсосбережения ШПИРЭ, «Зеленая школа/Зеленый флаг»;
- общегородской проект «Зеленый город»;
- общешкольные проекты «Непрерывное экологическое образование социума»;
- школьный эколого-биологический музей «Окно в природу»;
- создание школьного дендрария;
- мониторинг микрорайона школы;
- ресурсосбережение в школе и дома;
- «Защита» - эколого-социальные акции в микрорайоне;
- «Юные экологи Москвы».
Многолетняя проектная работа ведется во всех подразделениях комплекса и среди жителей микрорайона. Первым проектом стало создание школьной коллекции комнатных растений и на ее основе формирование фитомодулей и озеленение интерьеров помещений различного назначения. Желание озеленить пришкольную территорию привело к созданию школьного дендрария. Сегодня пришкольный участок позволяет проводить экскурсии и знакомить школьников с биологическим разнообразием экосистем смешанного леса, сквера, сада, многолетнего цветника.
В настоящее время эковолонтеры ведут работу по обучению школьников раздельному сбору мусора, к которому приступил коллектив школы.
Такая многообразная работа позволяет воспитывать у молодежи ответственное отношение к своему месту жительства и социуму, к изучению опыта предыдущих поколений, воспитывать активную гражданскую позицию у подростков, что считается одной из главных задач экологического воспитания.

Лидия ПОВЗИКОВА,
педагог-организатор школы №2129