Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В зависимости от особенностей ребенка формируются система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра - это первый проф­ориентатор ребенка…» (А.Г.Асмолов)
Игра - свободная, естественная форма погружения в реальную действительность с целью проявления собственного «я». В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Современные образовательные технологии, одной из которых является кейс-технология, помогут детям самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания на практике.
Технология заключается в предоставлении дошколятам ситуации, содержащей проблему или вопрос, провоцирующей активное обсуждение. Детям предлагается проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений - несколько.
Тем самым сюжетно-дидактическая игра создает условия для расширения зоны интересов ребенка посредством анализа и решения смоделированных проблемных социальных ситуаций.
Работа по профориентации дошкольников с использованием данной технологии строится с учетом индивидуальных особенностей детей, а также объединения всех образовательных областей на ежедневном повторении и прорабатывании наблюдений. Комплексный подход позволяет наиболее эффективно развивать познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.
Ранняя подготовка ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании, кем он должен стать, а в том, чтобы ознакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
В процессе формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий важна также современная технология проектной и исследовательской деятельности.
Изучение особенностей различных профессий проводится через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривание наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные варианты: опыты и эксперименты, коллекционирование.
Также одной из эффективных форм в ранней профориентации является экскурсия. Во время экскурсии на предприятия дошкольники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей выбранной профессии в рабочей обстановке, в процессе деятельности.
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по единой специальности, и случаи, когда кто-то становится врачом, как мама, или шофером, как папа. С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет профессию родителей и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются.
Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас есть свое представление о работе, которое мы, сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Партнерство родителей и педагогов в вопросе дошкольной профессиональной подготовки является фактом, гарантирующим успех. Тесное сотрудничество и обмен опытом помогут в раннем возрасте выявить таланты детей, сильные стороны их личности и развивать их в нужном направлении.

Александра МАТВЕЕВА,
воспитатель школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна