Педагоги школьного отделения для детей с ОВЗ школы №2129, где обучаются дети с нарушением интеллекта разной степени выраженности, обратили внимание на то, что при организации дополнительного образования детей с умственной отсталостью в основном отражаются объединения, работа которых направлена на художественное, трудовое и спортивное развитие данной категории детей. При этом практически не затронута сфера развития творческих способностей детей с умственной отсталостью посредством конструирования и моделирования. Как показала практика, многие учащиеся с ОВЗ интересуются всевозможной техникой: военной, автомобильной, строительной, авиационной. Именно моделизм является тем универсальным хобби, которым увлечены не только дети, но и взрослые.
В отделении для детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования функционирует объединение «Стендовый моделизм», главное направление которого - сборка разнообразных моделей из различных видов материалов (бумаги, дерева, пластмассы, металла). Занятия нацелены на развитие воображения и конструктивного мышления, интеллектуальных и инструментальных способностей, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами, что в дальнейшем будет способствовать освоению обучающимися рабочих профессий и упростит изучение современных высокотехнологичных станков. Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии, а также в воспитании и формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, так как любая диорама создается на основе исторических фактов и событий. Поэтому сначала, еще до момента проектирования, планирования, составления наброска, школьники изучают тот или иной исторический период военной истории нашей страны. Под руководством педагога ребята активно прибегают к помощи энциклопедических изданий, интернет-ресурсов, на занятиях объединения организован просмотр фрагментов художественных и документальных фильмов, кадров исторической хроники, фотоматериалов, ведь диорама - это застывшая история, она должна максимально точно передать исторический сюжет, детали вооружения, обмундирования. Особенно точно необходимо имитировать время года, ландшафт, географическое положение, мелкие бытовые детали.
С 2017 года обучающимися отделения для детей с ОВЗ созданы масштабные работы: «И все-таки победным был тот бой!», «Мужайся, Сталинград!», «Этот звон над Москвою летит сотни лет…», «Сквозь года звенит победа», которые высоко оценены на городских конкурсах проектов «Моя Москва», «75 лет Сталинградской битве», «Огненная дуга» в рамках городского Фестиваля научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство».
Работая над диорамой, дети открывают для себя новые страницы истории Российской армии и военной техники, факты времен Великой Отечественной войны, знакомятся с вспомогательными дисциплинами - хронологией, историей армии, флота и вооружений, литературой, географией, основами композиции рисунка, а также применяют полученные знания в практической деятельности при создании исторических диорам.
Моделизм - увлечение, помогающее в познании окружающего мира. Ничто не может сравниться с удовольствием творить новый мир своими руками, а участие и победа в конкурсах с самостоятельно выполненным макетом приводят в восторг любого ребенка и его наставника, поэтому моделирование как одно из направлений дополнительного образования обучающихся с ОВЗ школы №2129 имеет и дальнейшее развитие.

Екатерина МАРТЫНОВА,
куратор проекта «Ресурсная школа» школы №2129