Именно эти навыки будут нужны ребенку каждый день на протяжении всей его жизни. Сегодня московские музеи, которые давно стали образовательным ресурсом города, дают педагогам и родителям детей с особенностями развития все больше возможностей для проведения такого обучения.
В школе №1321 «Ковчег» с 2015 года работают ресурсные классы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. В классах обучаются ребята с выраженными формами расстройства аутистического спектра и другими особенностями развития, ментальными и физическими. На начальных этапах работы практически все ученики демонстрировали различные формы поведенческих проявлений, когда сталкивались с необходимостью пребывания в общественных местах. Посещение московских музеев и других ориентированных на доступность для людей с инвалидностью городских площадок стало значимым ресурсом для преодоления этих проблем. Ведь при грамотно спланированной поездке в музей можно решить огромное количество образовательных задач:
- проехать на общественном транспорте или экскурсионном автобусе;
- постоять в очереди в кассу музея;
- самостоятельно переодеться и сдать вещи в гардероб;
- тихо ходить по залам музея;
- следить за экскурсоводом;
- стоять и спокойно слушать, не прикасаясь к витринам, и т. д.
Эти элементарные на первый взгляд задачи могут стать настоящим вызовом для ребенка с РАС.
Для того чтобы поездка в музей была эффективной и минимально стрессовой для детей с аутизмом и другими особенностями развития, требуется компетентная подготовка.
Во-первых, важно правильно выбрать музей. Наиболее удачными для поездки с детьми с особенностями развития будут интерактивные выставки и музеи. Там можно, и даже нужно, трогать экспонаты и достаточно активно перемещаться по экспозиции. Кроме того, работники музея должны понимать, какая группа к ним приедет. Тенденция такова, что все больше и больше московских площадок готовят программы для людей с инвалидностью или ОВЗ. И, как показала практика, эта подготовка не ограничивается простой установкой пандуса. Для детей с особенностями развития подготовлены специальные обучающие программы в Москвариуме, на городской ферме и в некоторых павильонах ВДНХ, в музеях «Экспериментариум» и «Живые системы», в Дарвиновском музее и Московском зоопарке, в музее «Гараж» и в Историческом музее. И это, к счастью, далеко не полный список. Это лишь те площадки, которые успели посетить ученики наших классов в этом учебном году. Город предоставляет практически неограниченные ресурсы для социального развития детей любого возраста, и, понимая значимость этой задачи, пользоваться этими возможностями в обучении детей с РАС просто необходимо.
Выбор музея - дело важное, но отнюдь не единственное. Необходимо подготовить учеников к тому, что их ждет в процессе посещения музея или выставки. Данная подготовка включает в себя несколько аспектов. Первый - разбор незнакомой лексики и предварительное знакомство учеников с темой экскурсии. Это можно сделать, например, на уроке окружающего мира. Предварительное знакомство с материалом позволит ребятам больше понять в процессе посещения экскурсии. Для этого, конечно же, нужно наладить коммуникацию с работниками музея, попросить рассказать о содержании занятия или экскурсии. Далее нужно рассказать детям о самом формате, в котором будет проходит незнакомое мероприятие. Наиболее удобным методическим инструментом для этого является метод социальных историй. Данный метод был разработан для обучения детей с расстройствами аутистического спектра тому, как надо и не надо вести себя в различных социальных ситуациях. При помощи социальной истории мы можем просто и наглядно объяснить ребенку с особенностями развития, что ждет его на экскурсии. Например, таков был текст для поездки учащихся с РАС в Московский зоопарк:
- В понедельник мы поедем в зоопарк. Зоопарк - это место, где живут разные животные. Сначала в зоопарке мы пойдем в лекторий. Там будет занятие. Мы будем слушать, что рассказывает педагог. На занятии мы сможем увидеть и погладить разных животных. Если я не захочу никого гладить, я могу сказать «нет» и спокойно посидеть. После занятия мы пойдем гулять по зоопарку и увидим там много разных животных. Животные в зоопарке живут в вольере, за забором. Я буду стоять рядом с забором. В зоопарке нельзя трогать животных в вольере и подходить очень близко к забору. Если я испугаюсь какого-нибудь животного, я могу отойти подальше от вольера. Если я захочу есть, пить или сходить в туалет, я скажу об этом тьютору.
Третья часть подготовки к походу в музей связана с особенностями каждого ученика в отдельности. Если педагоги и родители знают, что ребенок может плохо себя вести, если будет голоден, стоит организовать возможность питания. Для ребенка с повышенной чувствительностью к громким звукам стоит взять шумоподавляющие наушники. Возможно, у вас есть ученик, которому очень сложно находиться в незнакомых местах или в местах с большими скоплениями людей. В таком случае будет правильно заранее выбрать временной лимит пребывания в музее для этого ребенка и по окончании этого времени отпустить его с родителями (тьютором) домой или на прогулку в ожидании остальных.
Когда мы продумываем экскурсию или поездку с нашими учениками, прежде всего мы думаем о том, какую маленькую задачу мы можем решить при помощи этой конкретной поездки. Однако очень важно помнить, что из всех этих маленьких сегодняшних задач должна получиться одна большая цель - сделать жизнь ребенка и его семьи лучше и счастливее. Если ребенок с РАС научится хорошо вести себя в музее или другом общественном месте, его семья станет значительно свободнее в выборе места для проведения отпуска и досуга. А самому ребенку это даст огромные возможности для получения новых впечатлений и интересного опыта.

Анна КАЛАБУХОВА,
педагог-психолог школы №1321 «Ковчег»