Современные дети во многом разбираются лучше взрослых. Время идет, и жизнь меняется: мы думаем, что будет дальше. В ситуации быстрых изменений и непредсказуемости надо знать, к чему готовить детей, на какие знания можно опираться. Где подросток может приобрести первый профессиональный опыт? Где попробовать профессию? Как должна быть устроена школа будущего в профориентационном кейсе программ дополнительного образования?
В дополнительном образовании самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в детском объединении. Дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении нескольких лет, получают предпрофессиональную или начальную профессиональную подготовку. Почему бы это не использовать для получения профессий?
Благодаря городскому проекту «Профессиональное обучение без границ» ребята получают эту возможность с 9‑го класса. А в программах дополнительного образования ранней профессиональной социализации это можно сделать с 12 лет, интегрируя их с программами рабочих профессий: в учебные планы дополнительных общеразвивающих программ могут входить различные модули будущих специальностей. Под руководством педагогов ребята смогут «примерить на себя» профессии и понять, насколько им это близко. А дальше, уже осознанно, смогут связать свою судьбу с выбранным видом деятельности. В результате к 14‑15 годам подросток поучаствует в программах разных предпрофессиональных направлений и узнает о профессиях изнутри. По результатам защиты проектных работ профессиональных модулей выдаются сертификаты. Далее подросток самостоятельно выстраивает индивидуальную профессиональную траекторию в общую картину профессии через сертификаты-«пазлы». Останется получить практическую подготовку в колледже и сдать квалификационный экзамен по профессии. И таких историй может быть несколько.
То есть, интегрируя разные уровни образования, мы даем ребятам возможность осознанно освоить и ближе ознакомиться с профессией, принять взвешенное решение при выборе не только будущей специальности. Также такая система поможет в приобретении жизненных навыков, необходимых в современном мире вне зависимости от профессии.
В рамках профориентационного кейса ДТДиМ имени А.П.Гайдара сотрудничает с колледжем «26 КАДР», педагогическим колледжем №10, колледжем киноискусства №40. Ребята могут получить профессии фотографа, водителя автомобиля, слесаря по ремонту автомобиля, вожатого, декоратора витрин, лаборанта-микробиолога и другие.
Понять, моя это профессия или не моя, помогают наши программы, позволяющие погрузиться в профессию изнутри, соотнести свои потребности и возможности, построить свой индивидуальный план развития, одновременно развивая компетенции soft skills. Ранние профессиональные пробы - это основа верного выбора, выбор профессии становится ближе подростку. Но самое главное, чтобы выбранный ребятами профессиональный путь был интересен и любим.

Елена МОЛЧАНОВА,
старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара