T.J.Sergiovanni, исследовавший такой подход и принимавший непосредственное участие в разработке концепции «Школа как сообщество», видел ее основной характеристикой равноправное взаимодействие между всеми находящимися в школе и принимающими участие в процессе обучения, начиная от администрации и учителей и заканчивая учащимися и их родителями. Все они должны хотеть и стараться жить в школе по законам сообщества. Учебная деятельность при этом должна быть согласованной между всеми сторонами процесса, а обучение - качественным и доступным.
Основной принцип концепции «Школа как сообщество» - это совместный, неформальный и творческий процесс решения любых возникающих в школе проблем. В основе концепции лежит принцип противопоставления: с одной стороны, школа - это иерархическая организация с заранее заданными ролями и, соответственно, ролевыми ожиданиями. В то же время важными структурными элементами концепции стали взаимное доверие всех участников образовательного процесса, участие всех в совместной выработке стратегии и тактики обучения с выслушиванием мнения всех, кто считает нужным его высказать. Каждый считает себя частью общего дела, причем важной и значимой частью, а также имеет полное право решать проблемы, организовывать работу, доказывать свое мнение. При этом важным методом обучения становятся диалог и дискуссия, а в учебной деятельности принимают активное участие все без исключения.
В процессе исследования концепции «Школа как сообщество» проходил ряд нестандартных экспериментов. Например, изучалось, насколько старшеклассники в рамках концепции воспринимали свою школу стабильным и грамотно функционирующим сообществом. Исследователи назвали тогда школу-сообщество местом, где учителя и ученики поддерживают и заботятся друг о друге и имеют общие ценности и цели. Исследователи хотели понять, насколько участники учебного процесса считают школу заботливой, неким аналогом семьи. Оказалось, что на уровне начальной школы многие именно так и считают, а вот к старшей школе большинство перестает.
Насколько важно воспринимать школу как сообщество, ведь в первую очередь дети приходят туда учиться и получать знания?
Оказывается, у детей, воспринимающих школу именно таким образом, больше мотивации для учебы. Они доверяют учителям и уважают их. Им просто больше нравится такая школа, они наслаждаются занятиями и общественной жизнью, учебные результаты выше, а уровень тревожности значительно ниже. Самооценка, умение работать в команде и умение решать конфликты также выше, чем у других школьников.
Учителя ожидают от обучающихся лучших результатов, получают от ведения уроков больше позитива, доверяют ученикам.
Если модель «школа как сообщество» действительно работает, это значит, что администрация оказывает поддержку учителям и ученикам, родители оказывают поддержку школе, а между учителями и учениками сформировались положительные отношения доверия и сотрудничества.
Исследование модели «школа как сообщество» показало, что менее склонны к насилию те дети, которые чувствуют связь со школой. Такая модель - путь выстраивания новых взаимоотношений, не требующий ни глобальных структурных перестроек, ни больших материальных затрат, но при этом создающий для учащихся модель теплых взаимоотношений.
Чувство доверия к школе снижает вовлечение обучающихся в неблагоприятные ситуации и становится основой для профилактики негативных проявлений. Положительная связь со школой равно здоровому поведению детей.
Собственный опыт развития подобной концепции в нашей стране также имеется, и он немалый. По большому счету на такой концепции основана педагогическая деятельность А.С.Макаренко, И.П.Иванова, С.Т.Шацкого. Коллективное воспитание, организованное детское сообщество, внутренняя общность, единство педагогов и детей, установление позитивных и принятых всеми правил, многообразие коллективной деятельности и отношений, единство уважения и требования, проектирование личности, педагогический оптимизм и педагогика общей заботы - все это элементы школы-сообщества.
Говоря о современной школе как о сообществе, важно осознавать, что это не демократия, доведенная до абсурда, не отрицание опыта взрослых, не развал порядка, не превращение педагогической функции учителя в развлекательную, а сотрудничество, основанное на широких возможностях для индивидуального выбора личности и взаимной заботе. Заботу невозможно культивировать специально - она ценностный результат особых отношений, которые возникают в школьном сообществе, где смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества.
Но для того чтобы изменить взаимоотношения в коллективе, особенно в таком большом и разноплановом, как школа, нужно достаточно сил и времени. Опека должна быть заменена на партнерство, а учителя должны учиться принимать и себя, и своих учеников равноответственными за то, что происходит в школе. Дети же должны перестать чувствовать себя бесправными, но в то же время им следует научиться ответственности и инициативности. Процесс будет сложен для той и другой стороны. Но если с чего-то и начинать, то с делегирования ученикам реальной ответственности за то, что происходит в школе. Хорошая школа - это та, в которой детям хорошо и где каждому понятен смысл прилагаемых усилий.
Для того чтобы школа стала сообществом, важно, во-первых, вовлекать и воодушевлять. Для этого в школе создаются различные детские общности, детские общественные объединения, творческие объединений педагогов. Во-вторых, создавать зону комфорта. И педагоги, и дети должны чувствовать себя в школе как дома, иметь возможность спокойно задержаться и поработать, сделать домашнее задание, перекусить, отдохнуть и перезагрузиться. В-третьих, организовать и проводить события, актуальные для школы в данный момент, формировать свой уникальный контент, в том числе и в цифровом пространстве. В-четвертых, формировать активное ядро, то есть объединения неравнодушных людей, которые поддерживают и продвигают идею сообщества. Среди детей такую роль может сыграть ученический совет, объединения Российского движения школьников, волонтерские отряды. При успешном построении школы-сообщества в коллективе создается эмоциональная связь, основанная на внимании и признании членов сообщества, а также на взаимности, доверии и терпении.

Надежда КУРАНИНА,
директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, председатель Московского регионального отделения Российского движения школьников;
Наталья ЛОПА,
педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара