В самом коротком родстве со словом «ремесло» состоит слово «рубить». Есть у него родич и в латышском языке - «рэмесис» («плотник», «мастеровой»). Эти слова можно адресовать человеку, для которого ремесло не просто слово, а дело всей его жизни. Владимир Алексеевич Березкин - учитель технологии, мастер-краснодеревщик, сурдопедагог школы-интерната №65 для детей с нарушениями слуха - именно такой человек.
«С мастерством люди не родятся, но добрым мастерством гордятся» - гласит народная мудрость. И он не родился с мастерством, а получил его в награду за терпение, волю и упорство. Что же здесь особенного? Да, для всех нас ничего особенного в этом нет. А для Владимира Алексеевича есть. Из-за болезни в раннем детстве он потерял слух. У родных паника: «Что делать? Как он будет жить?» Решение нашлось. Талант перешел от деда, который научился столярному мастерству самостоятельно и своими руками построил дом для семьи. Дед постоянно брал с собой внука, показывал ему, как правильно обращаться с инструментом. Так и зародилась любовь к ремеслу. Это были первые шаги к будущей профессии.
Как в жизни найти свое призвание? Что нужно преодолеть, чтобы добиться успехов? Владимир Алексеевич нашел ответ на эти вопросы. «Учиться, учиться и еще раз учиться!» - вот его девиз. И свершилось! Диплом художественно-технического училища получен, но ключ к успеху еще не найден. Над вопросом, где и кем работать, долго не раздумывал. Он точно знал: есть дети, которым нужны его помощь, поддержка и понимание. Но знаний не хватало. И снова учеба. За плечами остался педагогический университет. Теперь он не просто мастер-краснодеревщик, но и сурдопедагог. Что ж, пришло время и самому передавать знания.
Больше тридцати лет Владимир Алексеевич Березкин посвящает себя любимому делу. На его уроках никогда не увидишь скучающих детей, каждый занят делом. Кто-то из ребят вытачивает красивую деревянную игрушку, кто-то пытается соединить уголки «ласточкиным хвостом», а некоторые мастерят кормушку для птиц. Можно наблюдать, как первые неумелые движения учеников становятся уверенными и точными, а из-под рук детей выходят красивые и полезные изделия. В своей работе учитель использует различные методы и формы организации учебной деятельности. Развивающие приемы, проблемное обучение, игровые технологии, деятельностный подход в обучении - все это есть в его педагогической копилке.
Работа продолжается и после уроков. Дополнительное образование занимает важное место в образовательном процессе школ. Эта работа способствует раскрытию индивидуальных качеств личности и развитию творческой активности обучающихся, которые должны не столько узнать, сколько научиться действовать, чувствовать и принимать решения. В школе много творческих кружков. Резьба по дереву, батик - сфера деятельности В.А.Березкина во внеурочное время.
Владимир Алексеевич постоянно совершенствует свои знания, повышает уровень профессионализма: проводит мастер-классы, участвует в творческих фестивалях, профориентационных квестах, в выставках-конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Два года подряд его воспитанники занимают призовые места в Московском чемпионате «Абилимпикс» для детей с ОВЗ.
Каждому человеку важно найти свое призвание, раскрыть свои таланты. Детям с нарушением слуха это дается гораздо сложнее. И далеко не каждый способен отыскать нужную дверь, которая откроет перед ним новый и удивительный мир. В.А.Березкин является для детей проводником в мир творчества и новых возможностей, помогает каждому из них найти свой особенный ключ к успеху.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Эта модель и стала ориентиром учителя. В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда; когда ребенок осознает, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в получении результата.
Профориентация школьников является долговременным процессом, который формирует разнообразные навыки и умения. Трудовая деятельность - важное условие для развития профессиональных способностей. Их практическая направленность дает возможность обучающимся выбрать свою профессию.
Уроки технологии, кружки «Резьба по дереву», «Батик» являются начальными этапами становления и развития профессиональных интересов школьников. Можно сказать, что благодаря им ремесло живет, развивается, дарит подрастающему поколению новые пути развития творческого потенциала.

Наталия ТЕРСКАЯ,
Елена СОФРОНОВА,
учителя русского языка и литературы специальной (коррекционной) школы-интерната №65